The Ister
Дата выхода: 2009
Название: The Ister
Год: 2004
Длина в минутах: 189
Страна: США
Издатель: Icarus Films
Режиссер: Дэвид Бэрисон, Дэниел Росс
В ролях: Жан-Люк Нанси, Бернар Штиглер, Филипп Лаку-Лабарт, Ханс-Юрген Зиберберг
Фильм о Мартине Хайдеггере «Истр».
Имена покойных философов нечасто попадают в газетные заголовки, но Мартин Хайдеггер, раздражавший практически всех и практически всегда, умудрился опять дать повод для пересудов. Новая, пускай и несильная, волна осуждения уже поднялась, так что самое время выпустить на DVD фильм-эссе «Истр» (The Ister), снятый в 2004 г. Дэвидом Бэрисоном (David Barison) и Дэниелом Россом (Daniel Ross).
Краткая справка: иконоборец Хайдеггер – либо «один из величайших мыслителей 20-го века», либо обычный нацист. Беда в том, что оба эти утверждения справедливы. Последние атаки отличались особой агрессией: прекратить публикацию книг Хайдеггера и о Хайдеггере уже мало – надо в принципе исключить его из философского пантеона, вычеркнуть его фамилию из учебников истории (в последнее время о нем вспоминали всё чаще).
Но если вы хотите опровергнуть суждения через много лет после того, как они были вынесены, вам придется для начала решить несколько проблем. Как, допустим, аннулировать влияние, оказанное покойником? На подобные вопросы ученые в «Истре» не дают ответов, но наверняка задумались бы всерьез. Бернар Штиглер (Bernard Stiegler), Жан-Люк Нанси (Jean-Luc Nancy) и Филипп Лаку-Лабарт (Philippe Lacoue-Labarthe) – философы по профессии. Ханс-Юрген Зиберберг (Hans-Jurgen Syberberg) – выдающийся артхаусный режиссер, автор знаменитого «Гитлер – фильм из Германии» (Hitler – ein Film aus Deutschland, 1977). Первые трое – почитатели Хайдеггера хотя бы в теории, если не на практике, – тактично обнажают свои расхождения с кумиром: Штиглер трактует высокие технологии как, среди прочего, свойство человеческой памяти и продукт осознания смертности; Нанси в связи с высокими технологиями обращается к понятию институций; Лаку-Лабарт, оказавшийся в самом незавидном положении, обсуждает высокие технологии и запретное слово на букву «н» – причем обсуждает сбивчиво и явно извиняющимся тоном («Разумеется, Хайдеггер был не единственным нацистом своего времени!»).
Авторы фильмы, интуитивно сплетая затейливый «метадневник одного путешествия», движутся по течению Дуная из румынского устья к верховью в горах Шварцвальда (Ister – это греческое название реки, а также заглавие стихотворения Гёльдерлина, вдохновившего Хайдеггера на серию лекций в 1942 г.). По пути они подвергают непрерывный поток видеообразов монтажным перебивкам, и каждая из них, обусловленная содержанием монолога, одновременно имеет буквальный и символический смыслы. Учитывая общую абстрактность звучащей речи, их стратегия кажется весьма обоснованной. К примеру, цитата, в которой Хайдеггер сравнивает Гёльдерлина с Прометеем, рифмуется с радугой на горизонте, а при упоминании о «комплексных решениях» мимо проносится якобы случайный грузовик, вот только на кузове его различимо слово Reich. Монтаж включает в себя введение повторяющихся образов в новые контексты и смутные ассоциации, во многом похожие на работу человеческой памяти (если человек, к примеру, вспоминает увиденный фильм). «Истр», с его продолжительностью в три с лишним часа, льется настолько непринужденно, что действительно уподобляется потоку сознания.
Ричард Рорти (Richard Rorty) без лишних слов делит всех философов на две группы: тех, кто, досконально изучив наследие прошлого, полагают себя самыми полными системами (Декарт и Гегель), и тех, кто олицетворяют крах системного подхода в принципе (Хайдеггер, Витгенштейн и сам Рорти). Перед представителями второй группы встает насущный вопрос: что делать дальше? Анализируя Фрейда, Стэнли Кэвелл (Stanley Cavell) выдвигает предположение, что психоанализ сумеет достичь результатов, преследуемых философией, однако для нее самой недосягаемых. Хайдеггер предвосхищал этот тезис, заявляя, что «вразумительность – это самоубийство философии». Зачастую невразумительная как в средствах, так и в целях, картина «Истр» объединяет вышеупомянутые построения и находит альтернативу (альтернативе). Вкратце ее можно сформулировать так: где кончается философия, должен начинаться кинематограф.
Текст: Крис Ченг (FilmComment, январь/февраль 2010)
Перевод: Антон Свинаренко
Источник kinote . Фильм уже доступен с переводом, спасибо людям сделавшим его.
Комментарии