Архив: MZ.412
Я решил пойти на поводу у просьб читателей и начать выкладывать интервью из старых «бумажных» номеров «Стигматы». Материалы публикуются без изменений, точно в таком же виде, в каком они появились на бумаге. Данное интервью с дядькой Nordvargr было сделано в 2001 году и опубликовано в 3-м номере журнала.
Хотелось бы надеяться, что MZ.412 в представлении не нуждается. Группа стояла у истоков не только культового шведского лейбла Cold Meat Industry, но и шведского industrial вообще. Еще в 1989 году команда издала свой дебютный винил Malfeitor (CMI-07). О том, что музыкальный период экспериментов команды с black metal повлиял на немалое количество BM формаций, я и говорить не буду… Вообще, MZ.412 – это, пожалуй, самая известная среди металистов industrial группа… забавно. Лично я предпочитаю Nordik Battle Signs – предпоследний альбом группы, в котором, слава богу, металла уже нет. Супер! Что еще сказать? По моему мнению, лидер команды господин Nordvargr не прочь заработать копейку-другую на последних модных веяниях в музыкальном шоубизе. Его недавние проекты FOLKSTORM и THOROID уж больно во время появились – один на волне популярности шведской power electronics, другой на волне популярности DER BLUTHARSCH. Да, многие задают себе вопрос: “А что означает такое мрачное название команды?” Ну, MZ – это сокращенное старое название команды Maschinenzimmer (машинное отделение), а вот за цифрами 4 и 12 стоит довольно забавная история. Ну, сам Nordvargr был не в восторге от того, что она оказалась обнародованной, поэтому я не стану углубляться в детали. Скажу только, что 4 и 12 означают число и месяц. В этот день с Nordvargr’ом произошла достаточно романтическая история, которая, вероятно, немало повлияла на всю оставшуюся жизнь музыканта. Я его очень даже понимаю. Итак, перед вами моя беседа с Nordvargr.
Давай начнем это наше не самое короткое интервью с информации о людях, которые вовлечены в MZ.412. И, пожалуйста, не забудь упомянуть о сайд-проектах, которых развелось так много, что я потерял счет их числу.
Состав группы в 2001 году – это я (Nordvargr), Ulvtharm и Drakhon. У каждого из нас имеются сайд-проекты, среди которых я бы упомянул следующие:
TOROIDH;
HYDRA HEAD 9;
Постой. Не мог бы ты рассказать мне о нем поподробнее? Я что-то ничего не слышал о нем до самого последнего времени (И: Если честно, то уже услышал. Недавно дебютный альбом-таки вышел в Италии, но на момент написания интервью я об этом не знал).
HH9 – это чистый noise, что-то типа FOLKSTORM, мутировавшего в Japanoise… интенсивный, жесткий и извращенный noise. Однозначно, эта вещица не для новичков.
NORDVARGR/DRAKH;
Насколько мне известно, диск был издан польским Fluttering Dragon, так? Что ты думаешь об их работе? Все ли нормально? Что-то в последнее время я стал свидетелем пары скандалов, связанных с именем FD, хотя лично сам я ничего плохого о поляках сказать не могу.
Все было классно. Прошло всего несколько недель с момента, когда я выслал мастер, до того, как все было уже готово. Качество оформления и звучание CD просто идеальны. Правда, я не осведомлен о том, как идет дистрибьюция и маркетинг. Мне встречалось не так уж и много информации и отзывов после выхода диска.
INCINERATOR INTERNATIONAL (совместный проект со SLOGUN);
Карманик объявил о выходе этого релиза в 2002 году. Что ты думаешь о своей совместной работе со SLOGUN? Я видел рецензию на диск, и человек отметил, что он не особо впечатлен услышанным. Более того, он упомянул, что все звучит скорее как SLOGUN, а не как совместная работа.
Да, альбом имеет звучание, типичное скорее для SLOGUN, чем для FOLKSTORM… это так. Но все равно, это хороший noise альбом. Скажем, я бы описал материал на диске, как более ритмичный и разнообразный по звучанию SLOGUN.
ECONOCON.
А это что за зверь? Никогда о нем не слышал.
Это основной соло проект Ulvtharm’а. Я помогаю ему с сэмплами и дисторцией… такой весьма ритмичный и довольно синтетический… Там еще полно воплей Ulvtharm’а, который орет в поломанные микрофоны с жутким дисторшеном.
Итак, неразбериху с вашими сайд проектами мы немного прояснили. Теперь давай поговорим о самых первых днях существования MZ. В своих многочисленных интервью вы упоминали, что играли сырой industrial. К сожалению, мне пока не удалось наложить свои жадные ручонки на эти записи. Как сильно отличаются ваши первые опыты от, скажем, NBS? И что ты думаешь о них сегодня, годы спустя?
Услышав их, ты сразу поймешь, что эти вещи были записаны теми же людьми, но звучание довольно сильно эволюционировало за прошедшие шесть-семь лет. Мне все еще нравятся наши старые записи, и я знаю, что они очень сильно оказали влияние на многих молодых музыкантов. Мы довольны.
Что повлияло на ваше решение начать играть industrial музыку? Насколько мне известно, и Карманик, и Лина, и многие другие музыканты пришли к подобной музыке из панка. Ну, а вы?
В старые добрые времена, на заре восьмидесятых, мы слушали SPK и TG, и нам очень сильно нравилась эта “новая” музыка. Нам так же хотелось создать что-нибудь отличное, то, что бы ни подпадало под каноны существующих музыкальных стилей… Мы никогда не слушали панк. Мы родом из чисто электронного/ экспериментального круга.
Следующим шагом в карьере MZ стал black metal. Что же привлекло в этом стиле таких закоренелых индустриальщиков, как вы? Как правило, музыканты с CMI не забывают упоминать о том, как сильно они ненавидят металическую музыку. Вы, похоже, единственное исключение из этого правила.
К нам присоединились люди из BM сцены, и поэтому мы вместе захотели поэкспериментировать на почве металической музыки.
Сегодня, к счастью, вы решили вернуться к своим индустриальным корням. Лично для меня NBS – это лучший альбом MZ за все время существования группы, и все ваши прошлые black metal эксперименты не могут сравниться с этим замечательным шедевром black industrial. Так что же повлияло на ваше решение вернуться к тому, что было в самом начале? Не считаете ли вы свой BM период ошибкой?
Мы просто делаем то, что чувствуем, и что нам нравится делать. Мы ни о чем не жалеем. Эксперименты с BM были хорошей смесью двух стилей, и они послужили толчком для появления целой плеяды новых проектов других музыкантов.
Можно ли с уверенностью сказать, что вы уже никогда не вернетесь к металу?
Может, и вернемся… но это никогда не будет просто металом! MZ. 412 всегда будет верен своим индустриальным корням.
Что ты думаешь о мутации BM в разновидность обыкновенной популярной музыки с дорогущими сценическими декорациями, световыми представлениями, постерами, малолетними поклонниками и прочим дерьмом? Например, индустриальная музыка уже на протяжении 20 лет так и не ушла в коммерцию. Я, конечно, говорю об индустриальной музыке в целом, а не отдельных ее проявлениях. Конечно, и в этой среде полным-полно всякого сброда, но я с трудом себе представляю, что в ближайшие годы кто-нибудь сможет позволить себе стадионы с тысячами зрителей.
Black Metal мертв, и это все, что я могу сказать. По-моему, он скончался где-то в 1996-97 годах. То, что произошло со сценой, довольно типично – некоторые мажорные лейблы обнаружили новую субкультуру и решили ее немного поэксплуатировать.
Black metal известен тем, что смешивает экстремальные идеологии с экстремальной музыкой. Раньше это был чистый Сатанизм, а в наши дни становится все популярней NS Black Metal. По-моему, на сегодня NSBM – это единственный стиль, который по-прежнему несет в себе дух старого доброго BM. А вы слушаете подобную музыку? И что ты думаешь о симбиозе музыки с экстремальными философиями?
Я очень мало слушаю музыку, отличную от noise/industrial/ambient… Я думаю, что вполне допустимо мешать музыку и идеологии до тех пор, пока идеологии находятся на втором плане. Музыка должна иметь приоритет… в противном случае все становится слишком скучным.
Обложка вашего диска Burning The Temple Of God – это вид горящей церкви. Где вы раскопали сей замечательный снимок, и что за церковь объята пламенем?
Нам ее дал Генри из PUISSANCE. Я не знаю, где он добыл сам снимок. Было, признаюсь, довольно прикольно увидеть снова эту же церковь на обложке книги Lords Of Chaos.
Как правило, индустриальные “группы” состоят из одного единственного человека. Вы же никогда в одиночку не работаете. В чем, по-вашему, позитивные и негативные стороны совместной работы?
У нас с этим проблем не возникает. Мы знаем друг друга очень давно и прекрасно представляем свои роли в MZ. 412. Работа в одиночку нам не чужда, если не сказать больше, – просто посмотри на наши сайд-проекты. Я не думаю, что есть какие-то проблемы в том, что мы работаем вместе и пишем подобную музыку… Во всем этом процессе очень много импровизации.
Я большой поклонник вашего альбома NBS. Замечательная вещь! Трек с Томасом из ОRE – мой безусловный фаворит. Планируете ли вы совместные работы с другими музыкантами из обоймы CMI или данная композиция была счастливым исключением?
Спасибо. Совместный с Томасом трек не был исключением – мы планируем появиться на каком-нибудь релизе ORE в самом ближайшем будущем…
Мне очень нравится обложка NBS. Комбинация рун и винтовок – отличное отображение музыки альбома. Чья это была идея?
Обложка – результат нашего с Роджером Кармаником мозгового штурма… Винтовки и мечи родом со старинного английского плаката, вот что я знаю об истоках оформления. Конечный вариант оказался и вправду очень даже ничего… и он отлично отражает нашу музыку.
Мне пока не удалось послушать ваш новый альбом. Народ говорит, что это скорее ритуальная музыка. Хотелось бы услышать описание музыки от ее создателя.
Новый альбом действительно отличается от других, это так… Он основан на ритуальных элементах и эмбиентных текстурах, но кроме них он содержит и кое-какие шумовые моменты. Трудно описать музыку – купите его и решите сами за себя.
Похоже, MZ эволюционирует с каждым своим новым альбомом. Industrial-BM-Industrial-Ritual… В каком направлении, по-вашему мнению, идет эволюция MZ? Развивается ли музыка с людьми, ее создающими, или личная жизнь музыкантов никоим образом не влияет на саму группу? Какой, по-твоему, является конечная цель творчества MZ как группы?
Я даже не знаю… У нас нет “конечной” цели для MZ. 412. Мы просто пишем музыку и проводим ритуалы. Все приличное, что из этого получается, мы записываем. Я не могу сказать, что мы собираемся сделать такой вот и такой вот альбом в будущем… время покажет.
Освальд Шпенглер сказал как-то, что музыка – единственная форма искусства, которая не зависит от света и наших глаз. Музыка нематеарилистична по своей природе. Вот почему она может вести нас в другие измерения, к нашей душе. Ты, наверное, слыхал, что многие примитивные (и не очень) цивилизации считали, что музыка – форма магии. А что значит музыка для тебя?
Для нас музыка – инструмент, которым мы можем достигать и воздействовать на сердца людей. Влияет ли она на них на магическом уровне, или все это происходит на физическом… нам все равно. Главное, что мы добились успеха.
Финал всей работы – готовый альбом. Это что-то, что воплощает в себе то, чего вы добивались с самого начала работы над ним, или он получается неожиданным даже для своих создателей?
Частично он планируется. Основная концепция и исходные звуковые материалы всегда тщательно готовятся до того, как мы идем в студию. Иногда результат оказывается отличным от того, чего мы пытались добиться, но никогда не выходит из-под контроля.
Слушаете ли вы свою собственную музыку?
Только во время производства. Она так достает после того, как ты прослушал каждый звук по 1000 раз в студии во время сведения.
Давай снова поговорим о новом альбоме MZ. Я добыл-таки его. Ну, он действительно отличается от всего, чего я ожидал даже после многочисленных рецензий, но, признаюсь, он мне понравился… По крайней мере, он лучше ваших экспериментов с металом.
Оформление у Domine… крайне лаконичное. Тем не менее, я считаю его едва ли не лучшим из всех у MZ. Я в него просто влюблен! А тебе оно нравится? И кто подал идею тотально черного дигипака?
Это была моя идея – сделать все по возможности чистым и простым, но Роджер придумал весь дизайн (кроме нового MZ.IIII I II логотипа). Получилось действительно замечательно!
Собираетесь ли вы продолжать использовать “новый” логотип (тот, что на последнем альбоме), или он был создан исключительно для этого, отличного от других, альбома?
Да, мы будем им пользоваться и впредь.
Многие поклонники MZ весьма озадачены сменой звучания группы и интересуются, не будете ли вы записывать подобную музыку и дальше? Известно ли что-нибудь о звучании следующего альбома MZ? Собираетесь ли вы продолжать исследовать “оккультную” территорию, или MZ вернется к “true Swedish black industrial”?
Новый альбом Infernal Affairs будет более яростным и агрессивным, но на нем по-прежнему присутствуют спокойные моменты. Это все, что я могу сказать, так как он еще не завершен.
Мне бы хотелось поговорить о роли идеологии в музыке MZ. Ты – сатанист, и ваша музыка в определенной степени пропагандирует эту религию. Лично меня мало заботят убеждения других людей до тех пор, пока эти люди или их убеждения не мешают мне жить. Я просто хочу поинтересоваться, почему вы думаете, что сатанизм лучше других религий? Христианство доказало, что оно полезно для нашего мира тем, что построило современную цивилизацию, которая, как не крути, была создана белыми христианами. В то же время сатанисты пока не построили ничего такого, что бы доказало их превосходство, и, если честно, я верю, что они никогда ничего такого и не построят.
Сатанизм – это не религия, которая строит нации, это, скорее, философия или образ жизни. Я бы не сказал, что она лучше других религий или философий. Все зависит от самого человека, и его/ее духовного пути.
Ты слышал, что большинство антихристианских выпадов берет свои корни в Талмуде? Другими словами, ваша антихристианская пропаганда – это лишь форма пропаганды еврейских ценностей и иудаизма.
Ну и что в этом такого… Мне по-барабану и евреи, и христиане. Я сужу о людях по их качествам и делам, а не по их убеждениям и расе.
Давай поговорим о FOLKSTORM. По моим сведениям ты не увлекаешься политикой… в тоже время ты выбрал имя “Folkstorm” для своего power electronics проекта. Я уверен, что тебе уже говорили о том, что многие видят в этом названии намек на старые политически некорректные вещи. Давай расставим все точки над i. Что же повлияло на твое решение взять имя с нацистскими корням? Культурный терроризм или “fuck-the-world” отношение к жизни?
Folkstorm – это шведское слово, и оно означает явление, когда очень много людей злятся, и потому они начинают делать всякие нехорошие вещи. Я, конечно, вижу сходство между этим словом и немецким “Volkssturm”, но, поверь, это совсем разные вещи. Если кому-то не нравится мое название, то это его проблемы…
Почему ты основал свой проект FOLKSTORM? Не было ли это решение следствием успеха шведской волны power electronics команд и выходом сборника Esthetics of Cruelty?
Нет, я начал писать музыку задолго до того, как все произошло. Я даже отказался участвовать в этой компиляции! Я никогда не хотел издавать свой материал под вывеской MZ. 412, так как он сильно отличается от звучания группы, и, кроме того, он создан только мною. Именно поэтому я связался с несколькими лейблами, и все они заинтересовались моим предложением.
Information Blitzkrieg переполнен сэмплами времен второй мировой. Многие из них весьма политически некорректны для нашего времени. Я думаю, ты прекрасно представляешь, что играться с сэмплами про евреев и концентрационные лагеря весьма… почему же ты все же выбрал именно их?
Тема первых двух альбомов FOLKSTORM (Information Blitzkrieg и Victory Or Death) – это война, особенно первая и вторая мировые войны. В моей музыке не содержится никаких посланий. Это просто отражение европейской истории. Если вас что-то напрягает, то просто не слушайте.
Швеция не принимала участие во второй мировой. Более того, шведы нажили немалые капиталы, продавая товары обоим противоборствующим сторонам одновременно. Панъевропейская трагедия не значит для вас ничего кроме денег. Имеешь ли ты право как человек, чьи дедушки и бабушки разбогатели на чужом горе, играть с болезненными для многих наций воспоминаниями? Понимаешь ли ты, что сэмплы с выступлениями нацистов не просто бессмысленный шум для немцев, русских, евреев и представителей других наций? Мне наплевать, если кто-то использует подобные дела для пропаганды, но ты, похоже, просто играешься…
Я не играюсь с этими сэмплами, я пишу музыку. Если кого-то это напрягает, то, well, fuck off. Я считаю, что я делаю что-то типа искусства, и некоторые виды искусства всегда критиковались за то, что являются слишком спорными или противоречивыми. Я всегда оставляю право на окончательное решение слушателю и не становлюсь в позу, не призываю ни к чему.
Ты бы не мог рассказать мне о последних трех CDR с музыкой FOLKSTORM? Есть ли разница между CD альбомами и вещами с этих лимитированных CDR?
Треки на болванках более lo-fi, и они хуже по качеству. Это самые последние вещи, изданные под вывеской FOLKSTORM. Я нашел их на старых DAT кассетах в своей студии.
Ты бы не мог мне рассказать о самом последнем альбоме FOLKSTORM? Карманик собирается издать его в скором будущем, так?
Если уж на то пошло, то самый последний диск будет издан на Cold Spring… Тот, что выходит на CMI, For The Love Of Hate, более ритмичный, чем выходившие ранее альбомы. Я думаю, это мой любимый диск FOLKSTORM.
Расскажи мне немного о своем лейбле 205. Планы, релизы… Как с тобой можно связаться? В общем, используй ответ как бесплатную рекламу.
Я основал 205 Recordings для того, чтобы издавать свои собственные вещи. Но недавно я решил, что можно выпускать и музыку других музыкантов. В данный момент новые релизы не планируются, но я хочу издать как минимум 3 – 5 вещей в течение 2002 года. Демки можно отсылать по адресу: 205 Rec/Villa Bohult/691 33 KARLSKOGA/SWEDEN!
Я слыхал, что выступление MZ.412/FOLKSTORM на фестивале Stigma было просто выше всяких похвал. Что вы думаете о своем выступлении? Мне помнится, вы не играли живьем многие годы. Планируете ли новые концерты?
Нам очень понравилось выступать в Лондоне… Мы уже играли в этом году в Стокгольме и Германии, но Лондон лучше всех! Энергия переполняла зал, и слушатели аплодировали музыкантам – это весьма нетипично для индустриальных концертов! Пока новых концертов не планируется… неплохо было бы побывать в России (намек)…
Комментарии