PRAGNAVIT ‘Paústaraga’

PRAGNAVIT Paústaraga
Werewolf Promotion

Новый альбом могилевской группы PRAGNAVIT вышел больше года назад, но в наши Палестины его довезли совсем недавно, поэтому рецензию делаем только сейчас, подержав в руках материальный носитель. Мы, как Фома Неверующий, пока пальцем в рану не тыкнем, пока настоящий диск в плеер не загрузим, — не поверим.

Paústaraga — первый релиз PRAGNAVIT на небеларусском лейбле. Издателем альбома выступили поляки Werewolf Promotion. Это неплохая metal-мануфактура с сомнительной репутацией, испортившая свою карму изданием токсичных групп правой ориентации. Как вы наверняка знаете, я ничего против правой идеологии не имею, но, если честно, с релизами лейбла почти не знаком, и, если совсем уж честно, – особого желания знакомиться с ними нет, так как чего-то по-настоящему интересного в каталоге поляков я для себя не увидел.

Формат издания – дигипак на два разворота с буклетом. Дигипак сделан неплохо, но покрыть лаком его бы не мешало, так как отпечатки пальцев на поверхности остаются даже после чистых рук.

Если вы следите за творчеством PRAGNAVIT, то наверняка помните, что предыдущий релиз группы, Skarby Zmiainaha Karala, был в формате книги, так что новая работа PRAGNAVIT, дигипак, – это очевидный шаг назад в плане эстетики. Как видите, Made in Belarus – это не всегда хуже Made in Europe.

По роду занятий я являюсь дизайнером, поэтому оформление для меня имеет значение, и я уделяю ему, возможно, больше внимания, чем следует. Обычно metal-лейблы на оформление не тратятся (если не считать эстетов типа Prophecy, которые являются скорее исключением из правил, чем нормой), поэтому больших ожиданий по поводу Paústaraga у меня не было. Я бы сказал, что перед нами крепкая троечка из пяти (тексты и набор рандомных фотографий, собранных без какой-либо концепции), если бы не использование в оформлении псевдо-орнаментального шрифта. Для меня использование этого шрифта – маркер профана. Когда я его вижу, серьезно воспринимать продукт не представляется возможным. Упрощая, это, примерно, как увидеть негра-викинга в фильме с претензией на историческую достоверность… Очевидно, что поляки в тонкостях беларусской этно-архаики не разбираются, а вот группе следовало бы.

Теперь о музыке. Если ты, дорогой читатель, следишь за творчеством PRAGNAVIT, то, вероятно, согласишься с тем, что предыдущая работа кривичей — Skarby Zmiainaha Karala – стала в некотором роде вершиной, достигнув которую, команда оказалась перед выбором: либо перейти в режим самоповтора, издавая новые альбомы, отличающиеся друг от друга лишь названиями и оформлением; либо попробовать качественно изменить звучание. Стабильность или прогресс. Я не вижу большой проблемы в стабильности — в мире хватает хороших любимых многими групп, которые раз за разом штампуют вполне предсказуемые, но при этом качественные работы. Но, конечно, мне больше импонируют созидатели, которые не стоят на месте и стараются развиваться и эволюционировать.

Paústaraga – свидетельство того, что PRAGNAVIT решили идти вперед. Безусловно, новая работа группы переходная. Лаконичный этно-эмбиент пытается стать более динамичным и сложным. Как любая транзитная работа, она, увы, не лишена изъянов.

Главных проблем у нового альбома, на мой взгляд, две: первая — группе не всегда удается совладать с усложнившейся структурой композиций; вторая — вокал.

В чем главная проблема сложной музыки? Очевидно, в том, что она сложнее. Сложную музыку сложнее создавать, уж извините за тавтологию. Большого опыта у Войста, лидера команды, в создании сложной и динамичной музыки нет, поэтому на альбоме, увы, хватает сырых композиций, которые могли бы звучать лучше. Возьмем, к примеру, вполне типичный случай — композиция Źviaruna – Miadziejna. Клип на нее вы наверняка видели ранее. Если нет, то можете посмотреть прямо сейчас. Музыкантам мастерски удается нагнетать атмосферу тревоги и мрака, но, к сожалению, атмосфера нагнетается почти семь минут лишь для того, чтобы по итогу ничего так и не произошло! Волны тьмы и тревоги следуют друг за другом размеренными циклами и исчезают, как твоя зарплата через три дня после получки. Возникает вполне логичный вопрос – для чего все это? К чему все эти предварительные ласки, если коитус в план, похоже, не входит? Представьте себе фильм ужасов, где главный герой забредает в подземелье древнего замка вампиров, у него в руках фонарик, у которого, конечно же, вот-вот иссякнет батарейка, и вот всю ночь наш герой бродит по всем этим подземельям в свете медленно затухающей лампочки под устрашающую музыку… просто для того, чтобы в конце вступить в говно, как ни в чем ни бывало выбраться наружу и отправиться на работу. Вы такой фильм станете смотреть? Я – человек простой, поэтому привык к тому, что атмосфера нагнетается для того, чтобы ярче подчеркнуть развязку. Если же развязки нет, то все старания превращаются в надоедливый шум.

Если говорить про вокал, то ярким примером существующей проблемы я бы привел композицию Pałajučy Vyraj. Я полагаю, по задумке авторов, композиция должна была звучать как некий воинственный ритуал. Помните историю, когда древние балты разгромили крестоносцев и принесли в жертву богам оставшихся в живых, вместе с конями, слугами и прочим имуществом? В нашем случае жертвоприношение не состоялось, и крики «Хай льецца кроу» могут вызвать разве что усмешку. Не верю. Это точно не фиксация ритуала смерти, больше похоже на любительскую постановку. Войст — профессиональный артист, и мы привыкли к тому, что его голос всегда звучит к месту и именно так, как должен звучать. Новые же люди, увы, с ремеслом не справляются. Много вопросов к женскому вокалу. Там, где он звучит, как декорация, – все неплохо, но, когда вокалистка пытается петь, становится очевидно, что она не дотягивает до требуемого уровня.

Я не стал бы обращать внимание на недочеты, если бы PRAGNAVIT был молодой и подающей надежды командой. Но группа издала свой первый альбом еще в прошлом тысячелетии – с нее и спрос совсем другой. Пора, наконец, покинуть любительскую лигу, ведь за плечами несколько десятилетий.

Из удачных композиций я бы отметил Abałon Spradviečnaha Zmroku и Ragswaldniks. По звучанию они ближе к «старому» привычному PRAGNAVIT.

Если подводить итоги, то новая работа, безусловно, не стала вершиной в творчестве группы, но и провалом назвать ее нельзя. Группа пытается изменить свое звучание, это хорошо, мне кажется, перемены идут в верном направлении. Более динамичный и сложный звук лучше подходит для живых выступлений, кроме того, я считаю, в стиле минималистичного этно-эмбиента PRAGNAVIT уже сказал все, что нужно было сказать.

Хочу обратиться ко всем почитателям творчества команды – купите диск, поддержите музыкантов. В какой-то мере это чудо, что кто-то все еще может заниматься творчеством среди всей этой войны, в концлагере авторитаризма и гниения. Возможности выступать в нынешней ситуации у группы нет. Даже в Беларуси. Покупка альбома – это не просто поддержка, это ваш сигнал музыкантам, что их творчество востребовано.

Приобрести диск можно здесь.


PRAGNAVIT в сети:
Facebook


Поддержать единственный (и старейший русскоязычный) ресурс об экспериментальной музыке можно на Patreon:
Become a Patron!

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. juris:

    согласен — не самый сильный релиз Прагнавита, но проект на месте не стоит — за что ему всяческий респект.))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *