Waves of Darkness on the Baltic Sea
Ну что ж, давайте я вам расскажу, как мы съездили на Waves of Darkness.
Как только в Facebook появился анонс фестиваля, стало ясно, что перед нами главное событие года для тех, кто любит индустриальную музыку. Такого еще в истории не было – концерт в море на круизном лайнере! Два дня, тринадцать групп первой величины: ROME, ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO, : OF THE WAND & THE MOON : , BRIGHTER DEATH NOW, IN SLAUGHTER NATIVES, PETER BJÄRGÖ, SPIRITUAL FRONT, SEPHIROTH, DARKWOOD, TRIARII, LAMIA VOX, TRIORE, THE PROTAGONIST. Конечно, поездка заманчивая, но отправится аж в Швецию на концерт, когда ты живешь в стране третьего мира, да еще сидишь который год без работы – согласитесь, это ненаучная фантастика. Здравый смысл говорил: дети в Ляховичах голодают, а вы тут, суки, в Швециях музычку собрались слушать, совсем уже с ума посходили. Поэтому я поплакал немножко и вернулся в реальный мир. К счастью, мои более успешные и беззаботные товарищи долго не думали и заказали каюту на лайнере (к слову, каюты разошлись довольно быстро – за месяц-полтора). И в их каюте осталось одно свободное место, которое можно было докупить позже, если кто-то пожелает. Я, конечно, пожелал, но нужно было еще скопить деньжат до сентября. Как вы уже догадались – скопил.
Если кого-то интересует финансовая сторона поездки, то следующий параграф будет о ней, если вам такого рода сведения не интересны – смело листайте дальше.
На самом деле «съездить в Швецию на концерт» оказалось не таким уж и безумием в плане затрат, каким виделось мне поначалу. Например, вся дорога из Минска в Стокгольм и обратно обошлась долларов в сто. Из Минска до Вильно на поезде, из Вильно в Стокгольм – на самолете, ну и назад в том же духе. Жилье в Стокгольме дорогое – мы ночевали в ночлежке недалеко от центра в комнате на четверых и отдали за ночь где-то по тридцать евро с носа. Причем пришлось еще семь евро за белье доплатить — за него берут отдельно. Как и за полотенца, но их мы докупать не стали. Пища в столице Швеции дорогая, но найти бюджетные варианты вполне реально — пицца в приличного вида заведении стоила 10 евро, почти минская цена. Перед поездкой меня запугали запредельными ценами на алкоголь у шведов, мол, там его продают только в специальных государственных магазинах, ну и цены в таких заведениях соответственные. Реальность оказалась несколько другой – алкоголь продается и в обычных магазинах, но только крепостью не выше 3,5 градуса. Лично я особого дискомфорта от IPA в 3,5 градуса не испытал. Что касается тех самых специальных магазинов с бухлишком, то цены в них сравнимы с нашими, а вот ассортимент – намного интереснее. Конечно, «чернила» по два доллара за бутылку там вы не найдете, ровно как и плохой водки по 3 доллара. Далеки шведы от подобных изысков. Но если вы предпочитаете качественный алкоголь, крафтовое пиво или виски, например, — цены вас вряд ли удивят. Хороший крафт — от 3 евро, то есть почти как у нас, причем выбор громадный, вплоть до японской экзотики. К счастью, жилье на корабле входило в стоимость билета на фестиваль. Алкоголь в корабельном баре был дорогим – от 6 евро за стакан пива, но на судне есть магазин duty free с прекрасным выбором спиртного и вполне доступными ценами. Поэтому услугами бара мы не пользовались, а предавались порокам в каюте. Из-за того, что спиртное стоило недорого, мы употребили даже больше, чем следовало бы. Поесть на корабле можно было евро за 10-15, если без изысков. В общем, по деньгам поездка вышла как-то так, и на этом финансовую часть отчета я завершаю.
Как вы знаете, кроме фестиваля на лайнере было анонсировано еще одно шоу в пятницу 13 сентября: в Стокгольме в клубе Nalen выступали THE DEVIL & THE UNIVERSE, THE LUST SYNDICATE, DER BLAUE REITER. Это был своеобразный разогрев перед основным событием. Понятное дело, мы решили разогреться и посетить пятничное мероприятие. Гулять так гулять, зря что ли в Стокгольм приехали?
Пятница
Прилетел я в Стокгольм где-то в обед. Город мне понравился. Особо красивым я его не назову, но он уютный. Если честно, то я представлял себе столицу Швеции немного другой. Ну, шведский дизайн, лаконичность, функциональность, ИКЕЯ – я думал, что увижу нечто вроде Роттердама. На самом деле Стокгольм – обычный европейский город, много старых зданий. Помпезно, строго, но как-то грубовато. Нет у шведов такого чувства стиля, как у итальянцев, например, или французов. А ведь Стокгольм называют Северной Венецией. Конечно, это очень большое преувеличение. До концерта в клубе нам удалось прогуляться по старому городу и посетить Национальный музей. Главная причина, по которой мы забрели в музей, конечно, – это известная картина Карла Ларссона Midvinterblot. Та самая, которая была на обложке диска BLOOD AXIS, выходившего на Cold Meat, и которую недавно использовал TREPANERINGSRITUALEN. Если кто вдруг не в курсе, на этой картине изображено принесение в жертву шведского короля Домальда, которого умертвили в Упсале для того, чтобы спасти страну от голода. К слову, жертвоприношение помогло. Картину посмотрели. Как оказалось, в музее выставлена неплохая коллекция полотен Рембрандта, причем она включает в себя и самую последнюю картину мастера. Я голландцев люблю, особенно позднего Рембрандта. В общем, день прошел не зря.
Клуб Nalen оказался довольно небольшим, и он явно не рассчитан на то количество посетителей, которое собралось в пятницу. Кроме слушателей в клубе можно было увидеть и музыкантов – например, Джерома из ROME. Чуть позже подтянулись и Роджер Карманик с Линой. Цены на алкоголь в клубе были совершенно негуманными – самое дешевое пиво стоило то ли 7, то ли 8 евро.
Пятничное шоу можно без преувеличения назвать смотром барабанщиков – все три проекта из музыкальных инструментов использовали лишь барабаны. Только у THE DEVIL & THE UNIVERSE временами появлялась гитара, но появлялась она не часто.
Открыли вечер DER BLAUE REITER. Это проект музыканта по имени Sathorys Elenorth, к которому с некоторых пор имеет отношение жена Петера Бьярго Сесилия. Группа играет то ли military pop, то ли martial. Я пару раз пытался послушать их альбомы, но всякий раз бросал это неблагодарное дело после пары-тройки треков. Скучно. По дороге в Стокгольм подумалось – ну вот увижу группу живьем, может изменю свое мнение. Так ведь часто бывает – записи впечатления не производят, а живьем музыка заходит на ура. К сожалению, это точно не случай DER BLAUE REITER. Они унылы и живьем, и в записи. На сцене было три человека: Сесилия, Sathorys Elenorth и британка Lesley Malone, которую вы могли видеть на многих неофолковых концертах как сессионщицу. Троица играла сладенький пластмассовый martial, который подошел бы в качестве звуковой дорожки к какой-нибудь нехитрой игре про войны орков с эльфами, и который совершенно не воспринимался как нечто серьезное. Вроде бы martial, но выхолощенный, бабий, без агрессии, без маскулинности, без каких-то настоящих чувств. В клубе я понял, почему многие считают martial стилем карикатурным и несерьезным, музыкальным позерством. На сцене Сесилия по-женски неумело манерно била в барабан, ее компаньон бил в свой, так же по-женски, жеманно, словно кривляясь. Все действо на самом деле походило на какую-то карикатуру. Martial – маршевая музыка, но кто будет маршировать под DER BLAUE REITER – для меня осталось загадкой. Контрольным же выстрелом в мою голову стала песня, в которой что-то говорилось про fascistic world.
За DER BLAUE REITER на сцену вышли THE LUST SYNDICATE. Это, как вы знаете, новый проект Симоне из SPIRITUAL FRONT. Неплохой проект, качественное шоу, хорошая музыка, интересный видеоряд. На сцене — троица суровых мужчин в масках, все в татуировках. Троица лупит по барабанам, словно они их личные враги. За спинами музыкантов — документальные кадры с уличным насилием, войнами и сценами полицейского произвола. Безусловно, проект интересен, но пока он уступает SPIRITUAL FRONT. Мне выступление итальянцев показалось немного пресноватым и слишком уж театральным для музыки для революционеров. Но это же итальянцы.
Завершили вечер австрийцы THE DEVIL & THE UNIVERSE. Они были лучшими из троицы выступавших. Сатано-козлищ я уже видел в Польше, с тех пор у них вышло несколько полноценных альбомов. Шоу в Стокгольме мне понравилось меньше польского, но в плане мастерства, конечно, прогресс заметен. Состав, если сравнивать с Польшей, уменьшился до двух музыкантов, зато прибавилось драйва. Лидер проекта Ashley Dayour, подобно капле ртути, бесновался на сцене, играл на гитаре, лупил в свой барабан и осенял публику перевернутыми крестами, в общем – не давал заскучать. Публика не скучала и требовала больше угара.
Если подводить итог пятницы, то клубный «разогрев» был неплох, но если кто-то его пропустил, то он потерял не так уж и много. Мне хотелось увидеть новый проект Симоне – я его посмотрел.
Суббота
Суббота для меня началась с небольшого путешествия по окрестностям нашей ночлежки – пока мои товарищи спали, я бегал глянуть на дом, в котором якобы жил Карссон, тот самый, который живет на крыше. Днем мы погуляли по старому городу, посетили Оружейную и Музей Средневековья. В Оружейной нашлось немало артефактов из ВКЛ. Ну а во второй половине дня мы отправились в порт, где нас ждал лайнер с забавным названием «Романтика». До порта мы добирались на метро, цена которого неприятно удивила – поездка стоит аж 5 долларов. Особо не покатаешься.
И вот мы на корабле. Тесная каюта на четверых, типа купе в вагоне, только ни окон, ни иллюминаторов. Зато есть санузел с душем. И телевизор. Лайнер огромный – девять этажей. Кроме кают на лайнере имеются кафе, рестораны, магазины.
И вот мы отплываем. Впереди – два дня музыки и алкоголя. Звучит как приключение!
Большинство пассажиров «Романтики» — сурового вида люди в черном. «Гражданские» на судне есть, но их очень немного. Помещение, в котором проходил фестиваль, — огромный зал в два этажа. Его вы можете увидеть в ролике ниже, в третьей его части.
Немного поясню сам ролик. В самом начале вы можете увидеть море в ночь на понедельник, когда мы попали в самый настоящий шторм. Высоту волн можно оценить, держа в уме тот факт, что съемка велась с шестой палубы. В тот момент передвигаться по кораблю можно было лишь держась за стены. Собственно, во второй части ролика вы и можете наблюдать процесс передвижения во время шторма. Третья часть – это наш путь из каюты в зал, где выступали группы. Ощутите все величие помещения и количество посетителей (на сцене выступает Петер Бьярго, а во время выступлений хэдлайнеров народу было еще больше). Качество ролика так себе – снимал на телефон, да еще в шторм, да еще и нетрезвый, так что не судите особо строго.
Фестиваль Waves of Darkness оказался событием планетарного масштаба. «Планетарный масштаб» звучит как-то надуманно, но это абсолютно точное описание происходившего: на корабле были люди едва ли не со всех континентов нашей планеты – Австралии, обеих Америк, Китая. Из Беларуси было человек восемь, хватало гостей из России и Украины.
Открыл фестиваль шведский проект THE PROTAGONIST. Не знаю, как вы, а я этот проект очень люблю, поэтому посмотрел выступление Магнуса с большим удовольствием. Мне понравилось. До этого «живьем» THE PROTAGONIST я не видел. Выступление было академичным, спокойным, но как-то так я все и представлял. Магнус пел и барабанил, дама в ярком красном платье играла на клавишных, еще один парень играл на скрипке. Жаль, что THE PROTAGONIST в последние годы не особо активен.
После шведов на сцене появились TRIARII. До сих пор этот проект «живьем» я не видел, поэтому ждал выступления с особым нетерпением. И оно меня не разочаровало. На мой взгляд TRIARII были одними из лучших на фестивале. Представление у немцев совершенно минималистичное – на сцене всего два человека: барабанщик и Криститиан Эрдманн, лидер проекта. Оба в строгих костюмах, но без пиджаков, на рукавах черные повязки с надписью TRIARII. Начинает звучать музыка и ты понимаешь, что насколько martial в исполнении DER BLAUE REITER был комичным, настолько TRIARII велики. Звуки маршей немца буквально пронизывают тебя, по коже – мурашки, а сердца всего зала словно начинают биться в унисон. Воздух пропитан электричеством – искра и будет взрыв. У самых впечатлительных слушателей правая рука начинает показывать солнышко, хотя за бортом – непроглядная ночь. Или они показывали Большую Медведицу? Ну а когда зазвучала композиция Europa, желающих поучаствовать в астрономических экзерсисах стало еще больше. В качестве видеоряда к «Европе» на экране показывали флаги европейских стран, среди которых нашлось место Беларуси, Украине и вроде бы даже России. Правда, я момент с флагами пропустил – стоял на балконе в стороне, где экран не был виден. Из новых вещей во время выступления прозвучал кавер на композицию норвежского проекта SVARTSINN.
После немцев на сцену вышли итальянцы SPIRITUAL FRONT. Группа выступает часто. Группа выступает много где. Я думаю, все желающие могли видеть ее не раз и не два. Выступление на лайнере особо не отличалось от других, виденных мною ранее. Все классно, все очень технично. Симоне, конечно, молодец. Где-то в середине выступления группа «усилилась» еще одним музыкантом – как сказал Симоне, это их товарищ из THE LUST SYNDICATE. Я, если честно, думал, что в THE LUST SYNDICATE играют те же музыканты, что и в SPIRITUAL FRONT.
За SPIRITUAL FRONT выступали ROME. На фестивале они отыграли особую программу – песни со своего уже ставшего классикой альбома 2009 года Flowers From Exile. На бис Джером исполнил и несколько новых хитов. Состав ROME на лайнере был эпичным — целых шесть человек. Одних гитаристов – трое. Играли они хорошо. Профессионалы.
После Джерома на сцену вышел Ульф Содерберг со своим проектом SEPHIROTH. Выступал он в гордом одиночестве. Здоровенный детина с бородой и в плаще до пола, на голове шапочка – Ульф походил на сурового капитана-китобоя, не хватало лишь трубки во рту. В Швецию я ехал с желанием прикупить недостающих дисков SEPHIROTH, но когда увидел цены, то покупать что-либо сразу расхотелось. Стоили релизы Ульфа на удивление дорого, за некоторые альбомы, например, просили 40 евро. Причем мы говорим не о винилах, не о коллекционных изданиях, а о самых обычных компакт-дисках.
Завершили вечер BRIGHTER DEATH NOW. Для меня это уже второе выступление Карманика в этом году – весной я наблюдал его в Вильно. Если помните, то я вернулся из Литвы в легком шоке, так как выступление Роджера оказалось самой настоящей катастрофой. На «Романтике» все выглядело лучше, чем в Литве, но, безусловно, BDN уже не тот BDN, каким он был лет десять назад. Увы. Sic transit gloria mundi. Я рад, что застал Роджера на пике его таланта, когда после его концертов ты еще несколько дней приходил в себя. Прежней агрессии в музыке BDN нет. Ну а к launge-звучанию проекта я пока не привык. На сцене можно было наблюдать четырех человек: самого Роджера, отвечавшего за вокал (ну или крики, это как кому), Лину в капитанской фуражке и с гитарой, подругу Роджера со скрипкой и какого-то парня, которого я не узнал. Пьяный, уставший, я с трудом дождался завершения выступления. Или не дождался? Признаться, этот момент я не помню, так как за вечер мы выпили столько пива, сколько планировали выпить за все выходные. Утром в Риге мне было очень плохо, если честно. Да, раз уж я упомянул Лину, то он представил на фестивале целых три новых релиза. Два из них у меня на руках, поэтому постараюсь написать про них позже.
Да, Роджер и его BRIGHTER DEATH NOW уже не те, но будем справедливы и признаем, что Карманик – великий человек, который изменил жизни тысяч и тысяч людей по всему миру. Он и мою жизнь изменил навсегда – если бы не Cold Meat Industry, вы бы не читали этот журнал. Если бы не Роджер, люди с разных континентов не плыли бы в середине сентября на лайнере через ночную Балтику. Он сделал наш мир лучше и интереснее. За это ему большое спасибо.
На фестивале Роджер распродавал свою коллекцию дисков и разного мерча — я решил не оставаться в стороне и в меру сил поддержал кумира, прикупив сумку BDN I keep my shit inside.
На дворе половина четвертого ночи, музыкальная часть субботы наконец завершена.
Воскресение
Утром наш лайнер прибыл в Ригу. Над городом висели грязные облака, то и дело облевывавшие улицы небесной влагой. Рига выглядела холодной и неуютной, хотя я питаю к этому городу самые теплые чувства – наше первое с женой путешествие за границу мы совершили именно сюда. Да, стоит упомянуть вот какой момент — аборигены в порту были очень удивлены, когда увидели, как чрево нашего лайнера извергло из себя поток странной публики в черном, тысячи людей аномальной внешности. Обычные туристы и местные жители сидели в дождь по домам, поэтому город оказался наводнен людьми в черном – куда ни зайди, везде наши компаньоны по фестивалю. Мы тоже решили не мокнуть и устроили забег по рижским барам с крафтовым пивом. Ну а ближе к вечеру – снова на корабль. Пришло время для настоящих развлечений.
Воскресную программу открыла LAMIA VOX. Выступила она неплохо, но какого-то особого восторга от ее музыки я не испытал. Пресновато.
За россиянкой на сцену поднялись немцы DARKWOOD. Пожалуй, на сегодняшний день это самая важная неофолк-команда из Германии, страны некогда богатой на такого рода музыку. Немцы отыграли неплохо, но без огонька. Их выступления на Runes and Men, например, были намного интереснее, душевнее что ли. Да, на лайнере DARKWOOD выступали с особой программой – им помогал музыкант из Детройта по имени Терри С., более известный своим неофолковым проектом IN RUIN. Если помните, он делал кавер на DARKWOOD не так давно. Если не помните – ссылка на клип ниже. На маркете можно было купить и новый ЕР IN RUIN Waves of Darkness, изданный тиражом 50 копий. Послушать этот альбом можно вот здесь. Он хороший.
Ну а это ролик с выступлением DARKWOOD на лайнере.
После немцев на сцену поднялся PETER BJÄRGÖ. В последнее время музыкант предпочитает издавать музыку под собственным именем, оставив другие проекты в стороне. Самый свежий альбом шведа вышел совсем недавно на Cyclic Law и называется Structures And Downfall. На сцене Петеру помогала троица из DER BLAUE REITER плюс Йохан из DESIDERII MARGINIS. Выступление было неплохим, но публики в зале было немного.
: OF THE WAND & THE MOON : я видел с десяток раз, причем в разных составах и разных странах, но выступление на «Романтике» было, пожалуй, самым статичным из всех. Ким и его команда просто сидели на стульях и неторопливо исполняли свои хиты. На Runes and Men : OF THE WAND & THE MOON : звучали намного динамичнее, почти как рок-группа. Да и в Литве группа вела себя живее.
Уже за полночь вышли можно сказать главные герои фестиваля — ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO. Я их называю главными героями потому, что, во-первых, Томас был одним из организаторов фестиваля, а во-вторых, группа представила на фестивале свой magnum opus, создававшийся чуть ли не десять лет – альбом Let’s Play (Two Girls and a Goat). Альбом можно было купить как в обычном издании – на компакт-дисках, так и в коробочной версии. Коробочная версия, как вы помните, среди прочего включает в себя дилдо и чулки. Я, конечно, дилдо бы купил, но передо мной встала дилемма – или дилдо, или комбинезон ребенку. Я предпочел комбинезон. На момент написания репортажа коробочные версии альбома уже распроданы, так что, видать, не судьба мне заполучить в коллекцию эксклюзивный самотык. Ну если, конечно, не брать б/у где-нибудь на Discogs, а это уже не то 🙂
К тому времени, когда должно было начаться выступление Томаса и компании разразился самый настоящий шторм – в ролике выше волны и передвижения по стенке снимались именно тогда. Говорят, из-за того, что корабль ходил ходуном, начались проблемы с оборудованием, но мы ничего такого не заметили – просто группа начала выступление немного позже заявленного времени. Организаторы и персонал оказались на высоте. Кого-то шторм укачал. Я слышал, что общественные туалеты просто заблевали. Кто-то оставил продукты своей жизнедеятельности и у нас в коридоре. Но ни у меня, ни у моих знакомых симптомы морской болезни, к счастью, не проявились. Мы были пьяны, нам было весело и шатающаяся под ногами палуба лишь добавляла всему происходящему особый колорит. Я даже сбегал на открытую палубу поснимать море – вы видите эти кадры в ролике. Ветер был такой силы, что я боялся, что он вырвет телефон из рук. То, что я сам могу улететь за борт, как-то не пришло в голову. Сумасшедших типа меня на открытой палубе хватало. Потом, правда, все выходы закрыли от греха подальше. Но вернемся к Томасу. Итак, после довольно долгой задержки, которая, как оказалось, была обусловлена штормом и вызванными им техническими проблемами, на сцену поднялась барышня пышных форм в костюме из кожаных ремней. В руках у барышни был черный флаг с логотипом ORE. Как оказалось, барышню зовут Necrinity и она модель. Ее профиль в Instagram можно посмотреть здесь, если кому интересно. Чуть погодя на сцене появились и Томас с женой и соратниками, среди которых был Петер Бьярго. Несмотря на бушевавший шторм ORE отыграли отлично. Новый альбом был презентован публике со всем полагавшимся почтением. Ну а шторм стал декорацией, которая добавила презентации драмы.
После того, как группа представила свой новый альбом, к ней присоединился Кристиан из TRIARII и наступило время TRIORE. Вместе они отыграли еще примерно полчаса. Ну а всего на сцене Томас провел часа полтора – в самый разгар стихии.
Завершил ночь и фестиваль Йоуни со своим проектом IN SLAUGHTER NATIVES. Йоуни постарел и стал мягче. Самую малость. Раньше его выступления были агрессивнее. Но все равно ISN – это мощь, равных которой просто нет. Прекрасное завершение безумного путешествия.
Впрочем, я вас обманул. Как оказалось, ISN не были последними в ту ночь. После того, как ISN покинули сцену, на экране появилась надпись, что тех, кого не скосили морская болезнь и усталость, ждет сюрприз – еще одна группа, которая не была упомянута в лайн-апе. Этой группой оказался итало-британский EBM-дуэт ALIEN VAMPIRES. Но в половину четвертого ночи, если честно, мне было уже не до ЕВМ, поэтому я отправился спать.
Festivals End As Festivals Must…
Вот и все. А поутру мы вернулись в Стокгольм и разъехались по своим уголкам планеты. Случайные незнакомцы, собравшиеся посреди бушующей сентябрьской Балтики ради музыки.
Хороший фестиваль, который запомнится на всю жизнь. Возможно, это не лучший из фестивалей, виденных мною (первый и последний Runes & Men были как-то душевнее по своей атмосфере), но уж точно самый необычный.
За сим откланиваюсь. Если вам понравился (или не понравился) репортаж – черкните пару слов в комментариях, а то я не знаю, имело ли смысл тратить почти неделю на подготовку статьи, которую, возможно, никто и читать не станет.
Как на романтике побывал) Спасибо!
хороший отчёт, вполне даже необычный(для индустр.сцены)формат — корабельный фестиваль… думается, тенденция пришла от металлургов.