Runes and Men: последняя глава / как мы съездили в Лейпциг
Думаю, увидев анонс Runes and Men 2016 года, каждый неофолкер на какое-то время потерял дар речи — слишком уж там было много годноты для одного мероприятия. Состав, конечно, сказочный, а к концу лета случилось невероятное — он стал напоминать сон наяву: объявили хэдлайнера, которым ожидаемо оказались DEATH IN JUNE. Правда, ложкой дегтя в бочке неофолкового меда стало известие о том, что лейпцигский фестиваль уходит в историю — 2016 год станет последним для Runes and Men. Почему организаторы решили поставить крест на главном неофолковом событии мира, я, признаюсь, не понял. Вроде бы от дел они не отходят — в следующем году, например, на лето заявлен другой неофолковый фестиваль — Fire & Sun, не такой эпический, как Руны, но довольно интересный. А вот с Рунами почему-то было решено не продолжать… Да, я упомянул про ложку с дегтем, на самом деле ложек было две — Даглас в очередной раз пригрозил своим поклонникам, что собирается завершать музыкальную карьеру, ну и тур The Last EU-ropa Kiss Tour, соответственно, — последний в истории DEATH IN JUNE. Хотелось бы, конечно, верить, что это не так (подобные угрозы ведь от легенды звучали и раньше), но, друзья мои, всяко может быть — верного спутника Дагласа по европейским турне Джона Мерфи с нами уже год как нет, а ведь дедушка в камуфляже моложе тоже не становится… В общем, кто знает, как там в будущем с концертами у DI6 повернется, — потом не говорите, что вас не предупреждали. Лично я угрозу воспринял всерьез.
Дорога
Последние «Руны», последний тур DI6, состав участников, в который до сих пор трудно поверить, — надо, надо ехать. Ну а раз надо, то ищем деньги и варианты. У нас, к счастью, получилось.
Не знаю, как там у вас обстоят дела, а лично меня весь этот финансовый апокалипсис последних лет задел напрямую. Поехать в Германию на концерт — ну, ребятки, это барство, тут в Вильно не всегда получается выбраться, а вы мне про Лейпциг… На самом деле дорога из Менска в Лейпциг оказалась не такой уж и дорогой (слава капитализму с его лоукостерами и акционными билетами на автобусы). Если кому интересно, то нам она обошлась долларов в сто. Мне кажется, это неплохой результат. Как потом оказалось, все можно было даже дешевле организовать, не намного, но дешевле. По итогу, билет на фестиваль (80 евро!) обошелся нам примерно в столько же, сколько и вся дорога через три страны! Такие дела. Из Менска в Берлин мы добирались через Вильно (автобус, потом самолет), из Берлина в Лейпциг — на автобусе. Дорога назад отличалась лишь тем, что из Берлина мы летели не в Вильно, а в Ригу (по воскресениям рейсов из Берлина в Вильно нет).
Берлин и ордунг
В Германии я до этого был дважды — один раз на самом первом Runes and Men в Дрездене, другой — в Регенсбурге на экскурсии. В Берлине не был ни разу, но, понятное дело, очень хотелось, ибо столица, ибо сердце новой европейской империи. Правда, город увидеть мне и на этот раз не удалось — мы там провели всего пару часов, причем большую часть времени — в транспорте. До Рейхстага не дошли… ну хоть Бранденбургские ворота увидели! Там как раз проходил праздник света — на ворота транслировали какие-то мультики. Если говорить о Берлине, то увиденное довольно сильно отличалось от той картинки, которую я себе представлял: грязноватый и довольно потрепанный мегаполис, много цветных (где белокурые бестии?!), лежащие на матрасиках прямо на тротуарах центральных улиц и в переходах метро (в октябре!) невозмутимые бомжи… и главное — полное отсутствие того немецкого ордунга, про который мы с детства наслышаны. Эх… признаюсь, общественный транспорт и вокзалы Берлина повергли меня в шок, добило же опоздание автобуса Берлин-Лейпциг на целых 45 минут! Причем немцы сказали, что такого рода опоздания для Германии не редкость. Из позитивного — толп беженцев мы не видели, с топором в поездах на нас никто не бросался, «аллахакбар» ни разу не услышали. К моим впечатлениям от города относитесь со скептицизмом, ибо, повторюсь, мы мало что успели увидеть и нам очень сильно испортила настроение история с общественным транспортом города.
Лейпциг
С горем пополам до Лейпцига мы-таки добрались. Позже, конечно, чем планировали (спасибо автобусной компании), но добрались. Даже пива успели попить на сон грядущий — еще не все бары были закрыты.
Лейпциг — милый приятный городок. Он восстановил нашу веру в ту лубочную Германию, к которой мы привыкли по рассказам и фильмам. Ну и в ордунг. С ордунгом в Лейпциге вроде бы все в порядке.
За два дня в городе мы мало что успели посмотреть, увы. Посетили, конечно, знаменитый Лейпцигский университет — там в свое время среди прочих учился и Лев Сапега. Побывали в кирхе святого Фомы, в которой работал и играл на органе Бах. Попробовали местное ужасно кислое пиво гёзе. Посетили просто сказочное по своей красоте здание новой ратуши. Лично меня привело в восторг своим минималистичным брутализмом и стоящее неподалеку от новой ратуши здание какой-то церкви (вверху фоточка). Немного в стороне от центра обнаружили красивую и почему-то заброшенную готическую кирху с замечательной статуей на входе — Иисус обнимает солдата. Нам повезло погулять и по самому настоящему фермерскому рынку на центральной площади города — заодно поели традиционных местных сосисок. Да, в Лейпциге родился Вагнер. Который композитор. Ему даже там памятник стоит — крайне несуразный, видать, не простили композитору его взглядов. Сходили в музей Штази, интерьер которого до боли напоминает интерьеры беларусских военкоматов нашего времени. Ну а главная достопримечательность Лейпцига — это, конечно, Монумент Битве Народов, пожалуй, самый величественный монумент воинской доблести из всех, виденных мною до сих пор. После него смотреть на советскую патриотическую архитектуру просто не хочется — тот же комплекс Брестской крепости, например, на фоне МБН выглядит несуразной кучей бетона, мало отличающейся от тех куч, в которые стараешься не вступить.
Runes and Men
Фестиваль длился два дня, если точнее, то два вечера — пятница и суббота. Проходил он в красивом старинном здании с куполом где-то на окраине города, недалеко от Монумента Битве Народов. Отличная организация, отличный звук. Придраться особо не к чему. Из недостатков фестиваля — практически полное отсутствие скамеек или стульев в помещении, посидеть негде, а очень хочется, причем хочется так, что просто нет сил, ибо весь день до этого ты бегал по достопримечательностям города (а кое кто еще и взбирался на самую макушку Монумента Битве Народов, высота которого, па-бам, 91 метр!). Да, еще пиво в клубе было довольно дорогим, но этот недостаток перестал быть недостатком после того, как неподалеку был обнаружен оптовый магазин, в котором на четыре евро (цена бокала пива в клубе) можно было купить бутылок шесть отменного продукта (про богатство ассортимента я даже не вспоминаю). Посетителей на фестивале было много — полный клуб, ближе к ночи, когда выступали «звезды», пробиться к сцене было просто нереально. Да, немецкие неофолкеры довольно сильно отличаются от своих братьев по музыкальным пристрастиям из Восточной Европы — молодежи почти нет, публика в своем большинстве сильно «за тридцать», а частенько даже «далеко за сорок». Чуть выше я назвал Runes and Men главным неофолковым событием мира — и это было сказано совсем не ради красного словца: насколько я понял, на фестивале было много иностранцев — люди приехали даже из Америки, Мексики и, вы не поверите, Китая! Причем группа из Китая состояла исключительно из молоденьких девушек.
Пятница
Открывали вечер венгры LARRNAKH. Лидер команды Sörös Gergö пел и играл на акустической гитаре, две барышни помогали ему со струнными — одна играла на скрипке, другая — на виолончели. Выступление группы было именно таким, каким я и ожидал — немного скучновато, но по-своему красиво. Для разогрева — в самый раз.
За венграми на сцену вышли испанцы (хотя они себя называют иберийцами) ARNICA, и, без всякого преувеличения, их выступление было одним из самых интересных не только в этот вечер, но и вообще за весь фестиваль. Ритуальный боевой фолк с криками, гремящими барабанами и, конечно, великолепными костюмами. Для меня это уже третье выступление ARNICA (впервые испанцев я увидел на MJR, затем был первый Runes and Men в Дрездене) и, без сомнения, прогресс группы не заметить невозможно. В Лейпциге ARNICA выступали втроем — причем в большущий барабан била жена одного из музыкантов — Дэниэла, настоящая такая суровая shieldmaiden. Да, одну из песен испанцам помогал исполнять Майкл Мойнихан.
За испанцами выступал Томас Бойден со своим проектом DIE WEISSE ROSE. На сцене ему помогали Ким (OF THE WAND WAND AND THE MOON) и Гэри (JOY OF LIFE). Если вы видели хоть одно выступление Томаса, то лейпцигское от него мало чем отличалось: бодро, громко, очень пафосно. В Дрездене, если мне память не изменяет, Томас бил в «гитлерюгендовские» барабаны, в Лейпциге группа обошлась без них.
Потом на сцене появились англичане NAEVUS. Довольно странный выбор команды для RUNES and MEN — и в музыкальном плане, и в идеологическом. Вроде бы все звучало неплохо, но это точно не моя музыка — я выступление команды полностью не осилил и ушел в чудесный магазин за пивом.
До Лейпцига наши пути с ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO не пересекались, и вот, наконец, я увидел шведов «живьем». Томас, конечно, молодец. Качественно все, профессионально, но, если честно, как-то без изюминки. Новый двухдисковый релиз ORE, конечно же, был куплен. К слову, «живьем» материал слушается интереснее записи. Да, за мерч у шведов на фестивале отвечал дядя из EMPUSAE, и было забавно наблюдать, как он на своем столике среди прочего пытался продавать то ли наклейки, то ли значки (уже не помню) про «готы против нацизма».
Завершили вечер BLOOD AXIS. На этот раз (я сравниваю выступление американцев с их предыдущим европейским турне) группа состояла всего из трех человек — Майкла Мойнихана, его жены Аннабель Ли и гитариста Роберта Фербраше. Исполняла троица свои старые хиты, правда, на этот раз классические песни BLOOD AXIS зазвучали в фолковой обработке: Мойнихан стучал в бубен, Аннабель играла на скрипке, а Роберт — на гитаре. От «рокового» звучания BLOOD AXIS времен прошлого явления в Европу не осталось и следа. Какая из сторон звучания группы мне нравится больше я так и не решил — по-своему они все хороши. Завершился первый день (вернее ночь) фестиваля в начале четвертого.
Суббота
Вторая часть Runes and Men началась с выступления VURGART, которое, правда, наша алко-команда пропустила, приходя в себя после покорения Монумента Битве Народов и употребляя порядком надоевшие за эти дни немецкие лагеры (с крафтом в Лейпциге на порядок хуже, чем в Минске).
Сразу за «разогревом» на сцену вышел «тяжеловес» Йэн Рид со своим культовым FIRE + ICE. В этот вечер британской легенде аккомпанировали BLOOD AXIS в своем нынешнем составе: Аннабель Ли, Мойнихан и Роберт. Ближе к финалу на сцене появился и Даглас. Йэн Рид не является профессиональным музыкантом, поэтому выступление в Лейпциге прошло не без погрешностей, но все равно было прекрасным. Великий музыкант!
DARKWOOD я до Лейпцига не видел ни разу и, признаюсь, выступление этой немецкой группы было одним из тех искушений, которые убедили меня ввязаться в лейпцигскую авантюру. Если честно, я представлял себе «живое» обличие DARKWOOD совсем другим — почему-то мне казалось, что оно будет спокойнее и интимнее, ибо альбомы группы не отличаются особым задором. На самом деле DARKWOOD на сцене — это почти рок-группа, энергичная и боевая. Однозначно — лучшее выступление второго вечера!
За DARKWOOD на сцену поднялся Ким со своей группой OF THE WAND AND THE MOON. Его выступление ну совсем не отличалось от того, что я видел, например, лет пять назад или, допустим, на первом фестивале Runes and Men. Один в один.
Потом были SPIRITUAL FRONT. И они по своему обыкновению были великолепны. Симоне — лучший!
Завершили фестиваль Даглас и DEATH IN JUNE: сначала на сцене появился Миро в униформе и маске — он немного поиграл на синтезаторе, затем обозначился и Даглас, тоже в униформе и маске. Если вы видели DEATH IN JUNE «живьем», то наверняка знаете этот издавна заведенный ритуал, которому подчиняется едва ли не каждое выступление команды: сначала шумное и ритмичное вступление, затем, в какой-то момент, Даглас снимает маску и начинается время акустических баллад. Не хватало в этот октябрьский вечер лишь верного спутника Дагласа по турне — Джона Мерфи. Много раз видел я DEATH IN JUNE на сцене, и всегда там присутствовал Джон, и всегда мне казалось, что этот незаметный человек вроде бы и ничем толком не занимается — тут немного постучит в барабан, там немного позвенит, пошуршит маракасами… Признаюсь, иногда я себе задавал вопрос: а зачем он вообще нужен? И вот его не стало, и оказалось — DEATH IN JUNE без Джона уже совсем не та группа, к которой ты привык. Миро в меру своих талантов, конечно, пытался заменить Джона с перкуссией, но было ясно, что он не справляется. Оказывается, незаметный человек в тени сцены все это время был не таким уж и незаметным. Многим его действительно не хватает. До финала выступления DEATH IN JUNE мы с товарищами не досидели — было нужно успеть на автобус, так что эпичного эпилога, когда все звезды вечера вышли на сцену и спели вместе с Дагласом, мы не увидели. Увы. Нам предстояла долгая (почти в сутки!) дорога домой. Но и того, что мы увидели, хватит на годы воспоминаний.
Фантастический фестиваль! То событие, которое НАДО было увидеть.
И да, очень надеюсь, что и новые Runes and Men, и новый тур DEATH IN JUNE все-таки будут.
Да это было эпично!
ЗЫ Мне показалось что Миро вполне себе справлялся, и он органично смотрится с Дагласом на сцене, взаимопонимание между ними полное. Хотя DIJ с Мерфи я не видел.
Не, в плане перкуссии он совсем не то, что был Мерфи. Вот пиянинка — это его, без сомнения.
«дорога обошлась долларов в сто» — можно только позавидовать! Из Минска значительно дешевле поехать в европейские города.
Ну, из Минска в европейские города ехать дороже, чем из Вильно, например.
но значительно дешевле,чем из России