Презентация альбома ESSA
Из-за суматохи и забот с подготовкой нового релиза Crivia Records — компакт-диска PRAGNAVIT, у меня совсем не было времени на фотографии с презентации предыдущего релиза Crivia Records — дебютного альбома ESSA. Вот, исправляюсь.
Итак, на весеннее солнцестояние Тодар Кашкуревич и Оля представили многострадальный дебютный альбом своей группы ESSA. Многострадальный потому, что процесс его издания занял почти полтора года — то одно, то другое, то все сразу, но по итогу диск вышел, его можно подержать в руках и послушать. Это не какой-то там интернет-релиз, не кассета, не CDr, а нормальный заводской кусок пластика, материальный, осязаемый, солидный. Это След, который останется, а не исчезнет вместе со сгоревшим диском или севшей батарейкой.
Мы уже писали про ESSA и альбом Niamiha. Повторяться желания нет. Буквально в паре слов обрисую картину для ленивых, которым не охота лезть и смотреть по ссылкам, что там писалось и когда. Итак, альбом Niamiha посвящен реке Немиге. Очевидно. Если вы не из Минска, то Немига — это такая река, которая некогда текла через самый центр города. Ее название имеет балтский корень и обозначает «бессонница». Сейчас река течет под землей в трубе, ее закопали, чтобы не мешала автомобилям ездить. Весной и осенью, во время сильных дождей, Немига напоминает о себе, затапливая улицы, вырываясь на время из своего тесного коллектора. А еще на берегах Немиги много-много сотен лет назад была большая битва, погибло немало народу, а запись про ту битву стала первым летописным упоминанием о Минске. В общем, Немига — это настоящий genius loci Минска, с которым, правда, люди обошлись совсем по-хамски.
Я думаю, у вас уже была возможность послушать альбом. Если нет — ссылка на поток находится ниже на странице. Я думаю, вы согласитесь с тем, что музыка у ESSA очень необычная, авангардная, я бы даже сказал — неудобная. Не для всех. Причем я говорю «не для всех» не в том смысле, что это некое особое явление не для быдла, а исключительно для элиты, как обычно в таких случаях говорят применительно к «не для всех». Нет, в нашем случае я просто констатирую факт. Такую музыку действительно трудно слушать. Зачем же нужно было ее издавать, да еще в наше время, когда диски никто не покупает? Я помог Тодару вот по какой причине: на мой взгляд Niamiha — это один из самых важных беларусских альбомов последних десятилетий. Я не шучу.
Индустриальная революция в музыке, как известно, проходила в Англии 40-50 лет назад. Наша страна в то время находилась вне контекста мировой культуры, весь СССР был отрезан от актуального искусства — на этих территориях в то время самые прогрессивные меломаны в лучшем случае могли слушать относительно свежие записи какой-нибудь массовой попсы типа THE BEATLES или ABBA, какая уж там индустриальная революция. Потом СССР пал, появился интернет, самая странная и самая редкая музыка перестала быть запретной, на людей хлынул поток всего — и новинок, и классики. Появились на территории бывших советских республик и свои индустриальные группы, и много чего еще. Но на мой взгляд, вся эта новая музыка, увы, — не более чем стилизация, копирование. Да, порой стилизация весьма качественная, иногда она даже выглядит интереснее оригинала, но… все равно это стилизация. Современная музыка, как любой другой род деятельности, как литература, как наука, — это не спонтанное явление, одиночке-гению места в ней давно уже нет. Каждый новый гений стоит на плечах своих предшественников — каждый новый звук рождается чередой звуков до него, годами выступлений групп-предтеч, альбомами, книгами, фильмами прошлого. До новой музыки нужно эволюционировать, никаких квантовых прыжков. Нужно дорасти до плеч гигантов, которые поднимут тебя выше к солнцу. Так вот, ESSA — это тот случай, когда культура Беларуси «доросла» до ТОЙ индустриальной музыкальной революции, что была 40 лет назад! 40, почти 50 лет — вот тот временной лаг, который отделяет нас от передовых трендов Европы, увы. Культурное пространство Беларуси «переварило» достаточно, чтобы, наконец, эволюционировать до архаичной индустриальной музыки. Поздравляю. Послушайте ESSA — вы непременно услышите раннее безумие SPK и THROBBING GRISTLE. Повторюсь, эволюция подразумевает не тупое копирование — копий у нас и без ESSA хватает и хватало.
Эволюция — это всегда нечто новое, поэтому в случае с ESSA наша индустриальная музыка пропиталась духом беларусской земли — архаичный industrial сплелся в клубок с архаичным фолком, появилось совершенно новое доселе неслышанное звучание. Разве мог я пройти мимо? Конечно нет. То, что музыка ESSA малопонятна основной массе слушателей, — это нормально, точно также в свое время SPK были мало понятны своим современникам. Будем надеяться, временной лаг между нашей культурой и актуалиями того же Лондона будет сокращаться, ну а диск ESSA пусть станет кирпичиком в дороге к чудесной стране новой еще неоткрытой и общей для всех музыки.
Две недели уже слушаю, отличный альбом.
«весеннее солнцестояние» — O’RLY?!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
РАВНОДЕНСТВИЕ!
sic!
p.s.: !=солнцестояние
Лоханулся, признаю.
на этих территориях в то время самые прогрессивные меломаны в лучшем случае могли слушать относительно свежие записи какой-нибудь массовой попсы типа THE BEATLES или ABBA//
Стигмата, ну это ты загнул )) Даже у нас на Урале «прогрессивные меломаны» имели доступ к забугорным пластам и слушали все, что пожелают )
Ну да, конечно, у вас на Урале слушали новые винилы PTV и SPK уже на следующий день после их выхода в Лондоне. Люблю такие сказки слушать.
Зачем на следующий день? На следующий год, к примеру.. А разве АББУ кто-то слушал в совке на следующий день? Пока пластину привезешь…