Dominion of Flesh: 10 Years of Cloister Recordings
За последние годы дорогая редакция забыла, что такое концерты и фестивали. В стране заключения от культурной жизни остались лишь воспоминания, а поездки за границу оказались невозможными из-за все усугубляющейся проблемы с визами. В последний раз я выбирался послушать музыку на кануне чумной пандемии в далеком 2019 году – тогда наша компания посетила овеянный легендами фестиваль Waves of Darkness on the Baltic Sea, проходивший в Стокгольме и на круизном лайнере в Балтийском море.
Мой репортаж с Dominion of Flesh выходит с существенным опозданием не потому, что я вконец обленился и впал в грех прокрастинации. Почти сразу по приезду из Стокгольма в Минск у меня на запястьях щелкнули наручники, и я был арестован беларусскими спецслужбами за грех вольнодумия и протесты 2020 года. С корабля, как говорится, и на бал. 12 суток заключения в совершенно нечеловеческих условиях здоровья мне не прибавили, я до сих пор не вылечил тот букет хвороб, которым меня наградили за решеткой. Как вы понимаете, было не до музыки, поэтому работа над репортажем затянулась.
В этом году проблема с визой оказалась чудесным образом решена, поэтому замаячила надежда посетить хороший фестиваль или концерт. Поначалу вопрос о том, какой именно фестиваль я увижу, даже не стоял – ну конечно же нужно было попрощаться с уходящим в небытие Mėnuo Juodaragis, с которым связано столько незабываемых моментов. К сожалению, в литовские леса я так и не попал, и на то повлияло несколько причин. Во-первых, откровенно разочаровал состав участников, который оказался на редкость скучным и безликим. Конечно, Mėnuo Juodaragis – это не столько про музыку, сколько про особую атмосферу и праздник, но в последние годы отношение литовского государства к беларусам эволюционировало в такое откровенное скотство, что окунуться в праздник у меня бы не получилось даже при большом желании. Признаюсь, мне до самого последнего момента не хотелось верить во все эти довольно неприятные истории про злоключения земляков в Литве, но в самом начале августа я почти 20 часов провел на границе и имел достаточно времени понаблюдать за происходящим своими собственными глазами. Полагаю, вторая причина и стала той соломинкой, которая сломала хребет моих иллюзий.
Как известно, свято место пусто не бывает, и раз уж решено не ехать на Mėnuo Juodaragis, то альтернатива нашлась без особого труда – в прекрасном городе Стокгольме почти в одно время с Mėnuo Juodaragis (оба события разделяла всего неделя) проходил фестиваль, посвященный 10-летию американского лейбла Cloister Recordings. Состав шведского мероприятия, в отличие от своего литовского собрата, просто слепил блеском бриллиантов, самоцветов и жемчужин индустриальной сцены. Кроме звучных имен событие предлагало и целый ряд эксклюзивов и дебютов. Значит решено – летим в Швецию.
В Стокгольм нас выдвинулась целая команда – 5 человек. Кроме дорогой редакции в нее входили и наши старые проверенные в боях с алкоголем и скукой товарищи по оружию. Отрадно, что Беларусь в очередной раз доказала, что является самой передовой среди стран постсоветского пространства в плане интереса к экспериментальной музыке. Даже в условиях санкций и террора находятся люди, которые не забывают об индустриальных фестивалях.
Как и в случае с Waves of Darkness on the Baltic Sea, фестиваль Dominion of Flesh без преувеличения оказался событием планетарного масштаба. Может и небольшим, но по-настоящему планетарным – в Стокгольм съехались почитатели музыки не только со всей Европы, но и из Америки, и даже Австралии.
Главная часть Dominion of Flesh проходила в клубе Nalen и длилась 2 вечера – в пятницу и субботу. К радости посетителей, организаторы решили дополнить основную программу «разогревом» — вечеринкой, которая проходила в четверг, и которая своим составом мало чем уступала полноценной фестивальной программе. В четверг выступали LUST FIST, XAL, OCHU, SURVIVAL UNIT, TRERIKSRÖSET. Более того, вечеринка была абсолютно бесплатной для всех, кто купил билеты на оба фестивальных дня.
3 дня с лучшими представителями мировой индустриальной сцены в красивейшем из городов – как такое пропустить?
День первый / четверг
Вечеринка-разогрев проходила в клубе Patricia, который расположен в пришвартованном к берегу корабле. Судно находится недалеко от центра и старого города, поэтому добраться туда пешком не стало проблемой. К слову, вдоль набережной стоит немало различных «остепенившихся» кораблей, которые превращены в рестораны, клубы и гостиницы. На кануне поездки почитал обзоры клуба, чтобы представлять, куда иду, и оказалось, что по выходным в нем проходят гей-вечеринки. До этого я в гей-клубах не был, поэтому как они должны выглядеть – даже не представлял, но Patricia точно мало похожа на все те блеск, неон и слепящие прожектора, которые нам показывают по Евровидению. Мы увидели довольно мрачное, грязноватое и во всех смыслах стремное заведение. Зал, в котором проходил концерт, двухуровневый, но небольшой, и он явно не был рассчитан на количество пришедших послушать в этот вечер индустриальную музыку. Общую картину дополняла низкая и небольшая сцена с плохим светом. Действие на сцене могли видеть два, ну, может, три первых ряда слушателей, все остальные наблюдали лишь спины своих более удачливых товарищей по фестивалю.
Первыми в четверг выступали норвежцы LUST FIST, но я их не увидел. Всего в паре минут ходьбы от клуба нас с товарищем застиг ливень, который был таким обильным, что нам пришлось его пережидать под крышей какой-то гостиницы, также расположенной в пришвартованном к берегу корабле. Дождь шел минут двадцать-тридцать, столько же, сколько выступление LUST FIST.
В клуб мы пришли как раз к началу выступления британского коллектива XAL. XAL – трио музыкантов Tommuel Reynolds (aka MOLLUSK KING), Tamon Miyakita (AM NOT) и Alice Deptiva. В музыкальном плане XAL чем-то похожи на сольный проект японца AM NOT, альбомы которого выходили в том числе на Ant-Zen и TESCO. Дебютная кассета трио называется Spirit Breaking, и она вышла в этом году на Cloister Recordings. Со сцены слушателей потчевали абстрактными индустриальными ландшафтами, то и дело переходящими в шторм силовой электроники, сопровождающийся искореженным вокалом. Все достойно, массивно, но без огонька.
За трио на сцену вышел проект OCHU, детище музыканта по имени Love Rosenström. Извлекать звуки отцу-основателю помогали два товарища. Музыка проекта представляет собой минималистичный шум из «говна и палок», ну а если без шуток, то говна, конечно, там нет, а вот палок хватает. В то время как Лове крутил ручки своих адских машин и выдавал слушателям готовый музыкальный продукт, его помощники жужжали, шуршали, скрипели, трещали и т.д., извлекая звуки то из ржавой бочки, то из каких-то бумаг, палок, соломы и прочих совершенно немузыкальных предметов. Любопытные эксперименты, но, мне кажется, много такой музыки не послушаешь.
Наверняка многие посетители пришли в клуб Patricia в четверг, чтобы увидеть выступление шведского культа SURVIVAL UNIT, детища Кристиана Олссона. Проект давно заслужил легендарный статус, но, увы, нечасто балует своих поклонников выступлениями и релизами. В этот вечер Кристиану помогали сеять звуковой террор два товарища: Blade Berglund, работавший с SU в прошлом; и молодой экстремист, стоящий за проектом GALME. Выступление SURVIVAL UNIT представляло собой эталонный сет power electronics и стало не только украшением вечера, но, пожалуй, и всего фестиваля. Давно я не слышал такой отличной зубодробительной силовой электроники, которая ничем не уступала лучшим слышанным мною атакам GENOCIDE ORGAN, хотя, конечно, клуб и крохотная сцена не располагали к полноценному восприятию столь агрессивной музыки.
Завершил вечер проект TRERIKSRÖSET, креатура музыканта по имени Tommy Carlsson. Если мне не изменяет память, то впервые я открыл музыку Томми на известном сборнике Esthetics of Cruelty, изданном Cold Meat Industry и открывшем миру немалые запасы шведской силовой электроники. Увидеть выступление очень хотелось, но не хватило сил. Как-то уж слишком долго музыканты настраивали свои адские машины – двадцать минут, тридцать, дело шло чуть ли не к часу… Проехав за сутки три европейские столицы, простояв бессонную ночь на границе… сил не осталось, ноги подкашивались, и я начинал засыпать на ходу, поэтому было решено выдвигаться в гостиницу отсыпаться. Счастливчики, которым хватило сил дождаться перфоманса, говорят, что выступление было интересным, хотя до силовой электроники дело не дошло.
День второй / пятница
В пятницу основное действо переместилось в клуб Nalen, который был нам уже знаком – в нем проходила вечеринка перед фестивалем Waves of Darkness в 2019 году. Насколько я понял, Nalen является частью большого развлекательного комплекса, но сам по себе клуб небольшой, и его зал не рассчитан на то количество посетителей, которые явились на фестиваль. К счастью, многие пришли не столько послушать музыку, сколько пообщаться, поэтому добрая треть посетителей постоянно находилась в помещении бара, что несколько разгрузило зал. Сцена в клубе небольшая и низкая, свет отвратительный, а вот звук был отличным.
Открыл официальную часть фестиваля шведский проект BECKAHESTEN, пожалуй, стал главным открытием в dark ambient последних лет. Группа плетет замысловатую паутину из ритуального dark ambient и скандинавского фольклора. К слову, назван проект в честь сказочной лошади, которая увозила маленьких детей в лес, чтобы утопить в озере. За проектом стоит троица музыкантов: Peo Bengtsson, Per Åhlund и Viktoria Rolandsdotter. Проект активно записывает и издает альбомы с 2020 года, но его создатели далеко не новички – тот же Пар, например, ранее выступал с SOPHIA и KARJALAN SISSIT. Самый новый (и, пожалуй, лучший) альбом проекта вышел в июле этого года и называется Svältens Tid. Его издателями стали Cyclic Law и Cloister Recordings. Насколько я понял, фестивальное выступление BECKAHESTEN считается дебютом, хотя проект вроде бы уже выступал на небольших мероприятиях и ранее. К сожалению, на сцене мы увидели не троицу, а дуэт – по какой-то причине Viktoria Rolandsdotter отсутствовала, хотя ее голос является немалой частью магии группы. Сцена была оформлена какими-то ветками, венками и вениками. Стол с аппаратурой был также украшен, в том числе и оленьими рогами. Выступили шведы достойно, и если это первый блин, то он вышел точно не комом, — все звучало и выглядело не хуже, чем у их более именитых и опытных коллег, выступавших следом. Единственный недостаток сета, как вы поняли, – отсутствие вокалистки, голоса которой мне очень не хватало.
Скандинавская эстетика уступила место Африке и борьбе с колониализмом – не сцену вышел проект-мистерия AFRICAN IMPERIAL WIZARD. Присутствие в составе участников фестиваля именно этой загадки было одной из причин, по которой мы решили отправиться в Стокгольм. Насколько мне известно, это первое официальное выступление AIW, хотя дочерний лейбл TESCO De/Tainment Tapes, обычно издающий кассеты с записями «живых» выступлений групп, летом выпустил альбом Ndongo, якобы документирующий выступление Имперского Волшебника в ноябре прошлого года в Анголе, на якобы родине музыкантов. Наши читатели знают, что мы уже давно подозреваем (и не ленимся делиться своими подозрениями), что проект, конечно же, не имеет никакого отношения к Африке, и за ним стоит кто-то из TESCO. Было решено посетить первое настоящее выступление AFRICAN IMPERIAL WIZARD и узнать, наконец, кто является мистификатором. И вот Имперский Волшебник на сцене – за столом с аппаратурой возвышалась фигура в костюме, до боли напоминающем облачения членов Ку-клукс-клана. В отличие от клановского оригинала, костюм музыканта изготовлен не из белого полотнища, а из чего-то повеселее – цветастого и яркого. В полутьме клуба разобрать узор было трудно, но, полагаю, это было нечто с африканскими мотивами. Сет проекта не отличался разнообразием и, признаюсь, был довольно скучен — загадочная фигура в балахоне одиноко стояла за ноутбуком, а за ее спиной транслировался видеоряд с хрониками жизни африканского континента. Если говорить о музыке, то она была похожа на то, что можно услышать на уже упоминавшейся кассете Ndongo, правда, как я понял, в Стокгольме звучали и новые композиции с альбома Mbuya Nehanda, вышедшего совсем недавно. Кто стоит за AFRICAN IMPERIAL WIZARD мы достоверно так и не узнали, но сейчас нам известно, что это проект одного человека, и мы полагаем, что с большой долей вероятности этот человек — пан Молох, чье другое детище ANENZEPHALIA также значилось в программе фестиваля Dominion of Flesh. Пан Молох всегда любил музыку повеселее и подинамичнее – достаточно вспомнить DOGPOP и Ke/Hil.
За борцом с неоколониализмом сцену занял легендарный дуэт Ex.Order, маскулинный единоутробный брат dark ambient культа INADE. Я еще помню те времена, когда Ex.Order выступали много и часто… Полагаю, все желающие немцев в действии видели и представляют, как выглядят выступления ветеранов. Стокгольмский перфоманс мало чем отличался от того, что мне запомнилось со времен, когда выступления Ex.Order не были какой-то диковинкой. Если вы вдруг по какой-то причине до сих пор не видели немцев на сцене, то у меня для вас хорошая новость – в начале сентября LOKI выпустили сборник Broadcast 23, на котором собраны записи «живых» выступлений Ex.Order периода 1999-2002 гг. Так что можно хотя бы послушать, чего вы оказались лишены.
Немецких ветеранов сцены сменило детище Томаса Экелунда TREPANERINGSRITUALEN. Шведский (или уместнее его все же называть немецким?) проект в последние годы превратился в настоящую «звезду» индустриальной музыки, и наверняка многие пришли в этот вечер в Nalen именно ради него. Томас выступал с помощником, который яростно молотил в барабан. Оба музыканта были облачены в костюмы – колоритное рванье, превратившее моделей в персонажей сериала Ходячие Мертвецы. Головы музыкантов были скрыты под грубыми мешками, на шее лидера висела петля из массивной веревки. На столе с аппаратурой можно было увидеть нечто вроде алтаря с костями и черепом. Сет TREPANERINGSRITUALEN был отлично продуман и представлял собой шумовую атаку, сопровождаемую неистовым барабанным боем и бесноватыми стенаниями Томаса. Спокойных или медитативных вещей, коих так много на альбомах TREPANERINGSRITUALEN, не было – только агрессия и напор, в общем, отличный дивертисмент, коего и алкала публика.
Завершил первый день фестиваля Рогер Карманик со своим проектом LILLE ROGER, который уместно называть предтечей культа BRIGHTER DEATH NOW. После того, как Карманик своими же руками уничтожил Cold Meat Industry, а затем снова его возродил, вернулся из небытия и LILLE ROGER – сначала в форме переиздания архивов (в 2018 году вышел массивный сборник Undead 1984-87 с материалом периода 84-87 гг. аж на 6 винилах), а затем и как активный выступающий на сцене проект. BDN я видел не один раз, а вот LILLE ROGER увидел впервые. И, пожалуй, самое шокирующее открытие этого вечера – я впервые увидел на сцене трезвого Рогера. Подтянутый, веселый, он создавал впечатление человека, у которого, наконец, все в жизни идет так, как надо.
И без того небольшую сцену перегородили двумя черными ширмами, которые, полагаю, должны были ограничить видимое пространство и сосредоточить внимание зрителей на одинокой фигуре – Рогере. Возможно, идея могла бы сработать, если бы не удручающие размеры сцены, поэтому ширмы скорее мешали, чем создавали хоть какую-то атмосферу. Одетый в нечто подобное на шинель, с гитарой в руках, Рогер в одиночку отыграл свой кататонический death industrial, щедро перемешанный с винтажными сэмплами и искореженным вокалом.
Так завершился второй (и первый «настоящий») день Dominion of Flesh, и нам было очевидно, что поездка в благословенный Стокгольм не была напрасной.
День третий / суббота
Финальный день праздника начался с выступления самой непохожей на остальных участников представления группы BLITZKRIEG BABY, детища известного дизайнера Kim Sølve. Ким отвечал играл на басу, и на сцене ему помогали два сессионных музыканта – вокалист и оператор синтезаторов. Агрессивная индустриальная поп-музыка, принесшая известность BLITZKRIEG BABY, вживую мало чем отличалась от того, что можно услышать на дисках и пластинках. Выступление группы мне понравилось, было интересно, но какой-то ощутимой энергетики, за которую обычно и ценится танцевальная музыка, музыкантам создать не удалось – в пляс никто из зала так и не пустился. Новый альбом норвежца Ardenti Mundi вышел пару дней назад на Cloister Recordings.
Циничные танцевальные хиты смолкли, на сцене появился ветеран яростной электроники Нового Света Thomas Garrison со своим проектом CONTROL. Три года назад писали о том, что Томас серьезно болен, но, если судить по выступлению в Стокгольме, болезнь оказалась слабее музыканта и его воли к жизни. Я видел выступление CONTROL ранее, если мне не изменяет память – в Вильно. В Стокгольме Томас выступал не менее агрессивно, чем декадой ранее, может даже и яростнее. Его новый материал поспокойнее ранних работ, но заметно массивнее и тяжелее. Самая свежая работа Томаса Surveillance Theory вышла в середине сентября на Cloister Recordings – если не слышали, то обязательно послушайте.
Американский ураган силовой электроники сменила легенда dark ambient из Германии — INADE. Кнут и Рене выступали и днем ранее со своим более экстремальным проектом Ex.Order, на этот раз аудитории пришла очередь погрузиться в классику холодного космического эмбиента. Дуэт творил свою магию как обыденное, давно освоенное ремесло, неторопливо — привычными движениями приводились в движение генерирующие звуковую магию машины, гудел ритуальный рог, призывая духов из других измерений. Этот вечер в Стокгольме ничем не уступал лучшим из виденных мною выступлений INADE в прошлом.
Грешен, после эпического триумфа SURVIVAL UNIT в четверг, я с большой надеждой ждал нового появления Кристиана Олссона в рамках уже официальной программы фестиваля, да еще в компании PROIEKT HAT! И вот дуэт на сцене. Образ Кристиана мало чем отличался от образа на сцене клуба – все тот же респиратор, разве что футболка уступила место рубашке с веселой расцветкой. Демиург PROIEKT HAT выглядел более сурово: анорак с капюшоном, лыжные очки и респиратор – эти атрибуты делали его похожим на участника уличных протестов или хулигана. К моему сожалению, совместный сет PROIEKT HAT + ALFARMANIA оказался не таким динамичным и агрессивным, как выступление SURVIVAL UNIT, и звучал как привычная коллаборация обоих проектов.
Завершил же субботний вечер и фестиваль тевтонский культ ANENZEPHALIA, детище пана Молоха, одного из команданте GENOCIDE ORGAN, и нашего главного подозреваемого в зачатии ангольского бастарда AFRICAN IMPERIAL WIZARD, дебютировавшего днем ранее. Многие считают, что ANENZEPHALIA — это сайд-проект GENOCIDE ORGAN. Такое мнение возникло из-за того, что пану Молоху во время живых выступлений проекта часто помогал Wilhelm Herich. На самом деле ANENZEPHALIA как сольный проект Молоха вполне успешно развивался и до того момента, как он стал частью команды GO. 10 лет назад появилась новость о том, что ANENZEPHALIA завершает свою деятельность. Но в 2017 году ANENZEPHALIA вернулись из небытия и выступили на фестивале в честь 30-летия Tesco Organization. Еще три года спустя проект появился на сцене в новом неожиданном составе – пану Молоху помогала молодая девушка, которая, как все предположили, вероятнее всего является его дочерью. В Стокгольме ANENZEPHALIA также выступали как дуэтом – сцену с Молохом делила юная незнакомка. У каждого из выступающих был свой стол с аппаратурой, время от времени они сменяли друг друга и в качестве вокалистов. Если точнее, то не вокалистов, а пропагандистов, так как вокальная составляющая композиций ANENZEPHALIA, как вы помните, представляет собой нечто вроде агрессивных наставлений, читаемых авторитарным тоном. Если тон выступлений пана Молоха для аудитории был привычен, он является неделимой частью звучания группы, ее фирменным элементом, то вокальные интервенции дочери музыканта звучали скорее комично и вызывали недоумение. Одно дело, когда вас пытается подавить сурового вида мужик, и совсем другое – когда это делает хрупкая девушка. Если закрыть глаза на этот необычный момент, то «новая» ANENZEPHALIA отыграла ничуть не хуже той старой, привычной и почившей в Лете. Насколько я понял, в субботу прозвучали некоторые новые композиции дуэта, поэтому с большой долей вероятности можно говорить о том, что не за горами и новый альбом проекта.
Фестиваль завершился… festivals end as festivals must… Когда я снова куда-то выберусь, да и выберусь ли вообще, — не известно. Но воспоминания о поездке были среди тех приятных эмоций, которые поддерживали меня среди беспросветного отчаяния, в которое пытались нас погрузить в застенках неосоветские люди.
Cloister Recordings в сети:
Facebook | Bandcamp | Сайт
Поддержать единственный (и старейший русскоязычный) ресурс об экспериментальной музыке можно на Patreon:
Become a Patron!
Наш чат в Телеграм, где можно пообщеться с редакцией в том числе, — здесь.
Что-то по описанию выглядит как праздник в доме престарелых… Один вышел уставший, второй приболел, третий — излишне радостный. Хорошо хоть песок не сыпется.
Ну что поделать, индустриальная музыка популярностью у подростков не пользуется 🙁