Murder Folk : когда плохому человеку плохо
Весной 2022 года KING DUDE выпустил несколько ЕР со своими кавер-версиями классических американских песен. Не знаю как вам, а мне его эксперимент понравился, ведь тот оказался не только приятным для ушей, но и полезным для развития — стал поводом для небольшого музыкального исследования. Небольшого, увы, потому что времени на музыку сейчас совсем нет, война, санкции, и, если вы хотите, чтобы статьи вроде этой появлялись на Стигмате чаще, – милости просим на Patreon, при помощи которого можно помочь нашему изданию.
Оказалось, что некоторые из перепетых KING DUDE песен принадлежат к доселе нам неизвестному жанру murder folk. По названию понятно, что это фолк, каким-то образом связанный с убийствами. Интересно, правда? Убийства и фолк – это же именно то, что мы все любим. О нем, родимом, мы и поговорим ниже.
Murder folk берет начало в murder ballads. Murder ballads – довольно популярный музыкальный жанр, и я уверен, что вы, как и я, наверняка слышали такого рода музыку и раньше, просто не знали, что это все называется murder ballads. Было время, например, вот эта песня Ника Кейва звучала чуть ли не из каждого утюга. Вы ведь ее слышали, правда? У Кейва тогда вышел целый альбом с murder ballads.
Да и эту песню NIRVANA вы наверняка знаете. Это тоже murder folk, родимый. Сама песня старая, «народная».
Murder ballads — такой вид баллад, в котором, понятное дело, рассказывают про всякого рода смертоубийства. Эти баллады известны со времен средневековья (наверняка со времен еще более давних и мрачных, но нынешнее развитие науки не позволяет исследователям копнуть глубже). Основными регионами распространения баллад про убийства были равнинная Шотландия, Англия и Скандинавия. После того, как некоторые жители Европы перебрались в Новый Свет, баллады про убийства распространились среди населения Америки, особенно в Аппалачах, где жило немало выходцев из Скандинавии и Британии. Шахты, заводы и нищета стали благодатной почвой для столь необычного стиля. В Новом Свете баллады про убийства потихоньку зажили своей собственной отличной от Европы жизнью, неспешно мутировали и трансформировались, набрались соков из других культур, ведь США – плавильный котел, без мутаций ну никак.
По форме murder folk являются смесью из кантри, европейского фолка, блюза, кабаре и спокойного рока. По своему содержанию – это песни-истории про преступников. Иногда они рассказываются от лица жертвы, иногда от лица злодея, иногда – устами свидетелей. Подожди, скажешь ты, песни про криминал? Ну тогда перед нами самый обычный шансон! Действительно, в какой-то степени murder folk является привычным постсоветским людям шансоном, но на мой взгляд между двумя жанрами есть существенное различие (и это не музыка). И шансон, и murder folk рассказывают о преступниках. Но в столь популярном у постсоветских дегенератов шансоне обычно говорится про разного рода мелких воришек, аферистов, хулиганов и т.д. Герои шансона — жалкая подлая сволочь, придонные обитатели городских трущоб. До убийств у такого рода существ дело доходит редко. Вопросы в духе «тварь ли я дрожащая» они себе, как правило, не задают. А вот главный герой murder ballads совершает самое тяжелое преступление из всех возможных, он не мелочь по карманам пиздит, а отнимает жизни, причем осознанно. Довольно часто герой песен совершает преступление всего раз, то есть профессиональным преступником он не является. В общем, мы считаем, что разница между шансоном и murder folk есть, и эта разница существенна. Murder folk – да! Шансон — нет!
Как уже говорилось ранее, murder folk родом из Британии и Скандинавии. Понятное дело, жизнь в тех землях не остановилась, песни продолжают петь, соответственно, и murder folk в Европе чувствует себя вполне комфортно. В той же Британии групп, играющих такого рода музыку, хватает. Но мне больше нравится американская локализация – она более мрачная, в ней больше смешения стилей. В европейском murder folk слишком много от кабаре, ну а лично я кабаре не очень люблю. Вопрос вкусов, не более того.
Со временем murder ballads эволюционировали. Если раньше многие песни рассказывали про убийства женщин (неверных жен или просто не разделяющих любовь героя), то в наше время эмансипация пришла и в столь консервативный жанр. Появились песни, где злодейками становятся барышни, а невинными жертвами – мужчины. Появились певицы, исполняющие песни про убийства. В этой песне DIXIE CHICKS, например, рассказывается про то, как дамочки отравили мужика, причем они нисколько об этом не жалеют. Эмансипация шагает по миру.
Murder ballads все чаще становятся вдохновением для групп и исполнителей, которые не имеют ничего общего с фолком. Про NIRVANA мы упоминали. А вот EMINEM.
Одна из причин, по которой я люблю murder folk, — это то, что каждая песня является историей. Довольно часто историей, по которой можно снять (и снимают) отличный фильм. Отличительная черта murder ballads – это песни, основанные на реальных событиях, true crime. Согласитесь, во времена песен без смысла, ля-ля-ля-ля, истории с сюжетом – это настоящий праздник.
Про жанр я вам немного рассказал. Если желаете копнуть поглубже – ныряйте в интернет, пока его не отключили. Ну а мой рассказ будет неполным, если я не назову пару-тройку исполнителей, заслуживающих внимания. Правда?
Если вы пользуетесь сервисом Spotify, то просто забейте в поиск “murder folk” – хороших плейлистов там хватает. Можете послушать и наш стигматовский плейлист, посвященный murder folk. В нем есть песни, не имеющие отношения к стилю, но если такая песня попала в наш список, то это значит, что она звучала в фильме или сериале про убийства.
Если вы не пользуетесь Spotify, то назову два имени, чья музыка нравится мне больше всего.
Имя первого исполнителя – AMIGO THE DEVIL. Это довольно популярный певец с миллионами просмотров клипов на Youtube. Отличная музыка, красивые ролики. С удовольствием сходил бы на его концерт.
А вот мой любимый исполнитель murder folk, да и вообще любимый исполнитель последнего времени, THE HEAVY HORSES, по какой-то непонятной причине не так популярен. Да он вообще непопулярен, если судить по статистике. При том, что перед нами самый настоящий ГЕНИЙ! Его песня Bended Knee – это лучшее, что я слышал в последние годы, если не десятилетия. Понимающие английский язык наверняка оценят сюжеты песен THE HEAVY HORSES, ну а если у вас тонкая душевная организация, то можно и всплакнуть, настолько там порой грустные истории. В упомянутой выше песне Bended Knee, например, рассказывается про резню в Буче (на самом деле нет, но почти): солдаты на глазах мальчика убивают всю его семью, тот становится взрослым, находит и безжалостно убивает всех причастных.
Подведем итоги. Murder Folk – это вам не шансон. Murder Folk – это отличная музыка, которой просто необходимо ваше внимание. Кто не послушает THE HEAVY HORSES, того черти в аду будут пытать Кругом и Лепсом.
И не забывайте называть в комментариях своих любимых исполнителей murder folk, если такие имеются. Будем вместе пополнять наш плейлист с годнотой.
Эмммм, шансон это про любовь, про куртуазность, про религиозность. Но не про криминал. Если читать историю становления шансона, то можно понять, что шансон не равно криминал и никогда не был. Понятие этого стиля было извращено.
ого, как неожиданно)) никогда такого не было и вот опять))
к большому для Вас сожалению в определённых географических широтах шансон = криминалу и уже очень давно, т.е. заявлять обратное есть несусветная глупость. насколько это тождество закономерно вопрос другой, но консенсус в обществе на этот счёт уже давно (второе поколения как минимум) достигнут и он именно таков, увы. в остальном, возможно Вы очень удивитесь))) но среди читателей этого журнала история развития шансона (того самого куртуазного) в общих чертах прекрасно известна, а потому кому Вы писали решительно не понятно…
писал для тех, кто отожествляет шансон с криминалом. Таких людей(?) действительно жаль.
Про постсовестких дегенератов же было написано.
Благодарствуем, послушаем, конечно.