7 сериалов и 19 фильмов 2020 года, на которые можно потратить свое (очень драгоценное) время
Не беремся судить, был ли 2020 урожайнее других в плане хороших фильмов, но то, что в этот год у многих появилось больше времени на кино – неоспоримо. Хотя фильмы пришлось смотреть дома, так как кинотеатры закрылись.
Сегодня дорогая редакция делится списком фильмов и сериалов, которые, как мы считаем, заслуживают вашего внимания и времени, если вы ищите что-то годное для пивка и тоскливого вечера.
Предупредим, что в списке нет модных блокбастеров, комедий, мелодрам и картин про чудо-людей в трико. Если вам нравятся легкие и веселые фильмы, то наш список не для вас — дорогая редакция предпочитает картины грустные, скучные и причиняющие боль (но не всегда).
Начнем наш обзор с сериалов — они уже давно не уступают полному метру ни бюджетами, ни величиной привлекаемых к работе режиссеров, актеров и сценаристов.
По нашему мнению, главным сериалом 2020 года, который обязательно стоит увидеть, и который не увидеть – преступление, является Raised by Wolves. Признаем, что мы начинали смотреть этот сериал без особых ожиданий, если не сказать, что от большой скуки. И после первой серии мы даже чуть было не бросили просмотр, так как сериал показался скучным и каким-то странным. Но именно эта странность, непохожесть на других, подкупила и подвигла на то, чтобы немного изучить, а что, собственно, нам показывают. О%D азалось, что одним из создателей Raised by Wolves является Ридли Скотт, да, тот самый дядя, подаривший такие шедевры как Чужой, Бегущий По Лезвию Бритвы, Марсианин, Гладиатор и пр. Творцы со столь внушительным послужным списком вряд ли станут вкладывать деньги в мусор (Скотт продюсирует сериал), поэтому было решено продолжать просмотр. Решение оказалось верным. Raised by Wolves нетипичен для мэйнстримных фантастических фильмов, причем он нетипичен как своим сценарием, так и визуальным рядом. В наше время завораживающих спецэффектов многие визуальные решения картины, скажем так, удивляют (если не сказать огорчают). Но после пары серий вы поймете, что на самом деле ничего лишнего здесь нет, все продумано до мелочей, и те же необычные визуальные решения, несомненно, удачны. Именно «продуманность» отличает Raised by Wolves от множества других сериалов, с самого начала создаваемых с расчетом на утилизацию зрительского времени. За сюжетом Raised by Wolves придется следить, как за хорошим детективом, диалоги придется слушать – сходить на кухню за чайком или проспать пол серии не получится, более того, какие-то моменты, а то и целые серии вам захочется пересмотреть по нескольку раз просто для того, чтобы разобраться в происходящем.
Сериал рассказывает о будущем Земли, которая оказывается практически уничтоженной в результате глобальной религиозной войны. На планету с похожими на земные условиями отправляют космический корабль с двумя андроидами, отцом и матерью, которые должны вырастить и воспитать детей, предназначение которых – дать новое начало человеческой цивилизации… Правда, ближе к финалу столь очевидное прочтение сюжета начинает вызывать вопросы, ответы на которые мы, возможно, узнаем во втором сезоне, который уже находится в работе.
Рассказывая о лучших сериалах 2020 года, трудно не упомянуть второй сезон Мандалорца, который на наших глазах превратился в культ, вернее, которому удалось вернуть культовый статус вселенной Звездных Войн, ну а заодно и спасти компанию Диснея от очень серьезных финансовых проблем. Первый сезон, как вы помните, вызвал немало шума и восторгов, второй же закрепил успех и доказал, что авторы (на самом деле это заслуга одного человека – Джона Фавро) действительно нашли верный формат подачи саги о Звездных Войнах, и этот формат понравился аудитории. Ну а раз такое дело – кушать подано: уже анонсировано шесть или семь (лень проверять) новых самостоятельных сериалов по вселенной Звездных Войн. Компания Дисней недавно запустила свой собственный стриминговый сервис, поэтому со временем каждому, даже самому второстепенному, герою Звездных Войн будет посвящен свой отдельный сериал. Это станет возможным в том числе и благодаря новой технологии создания фильмов, опробованной на Мандалорце, в которой «реальные» съемки с живыми актерами совмещаются с компьютерной графикой, создаваемой при помощи игрового движка. Будет интересно. Но есть проблема – хватит ли у нас одной жизни на все новинки.
Если вы любите фолк-хоррор, то не пройдите мимо британского мини-сериала The Third Day с Джудом Лоу в главной роли. В плане сюжета там все по канону – загадочный остров вдали от цивилизации, секта, жертвоприношения, древние боги, похищенные дети и т.д. Особой интриги нет, почти с самого начала понятно, что нам покажут, но в этом-то и заключена прелесть картины – в каноничности сценария. Кроме замечательной игры Джуда Лоу многих наверняка порадует и оригинальная картинка картины.
Your Honour – сериал для тех, кто скучает по Breaking Bad. Это первая полноценная работа Брайана Крэнсона, протагониста Breaking Bad, с момента завершения легендарного сериала. По своему сценарию Your Honour очень похож на своего предшественника: законопослушный человек оказывается перед выбором – жизнь или борьба без правил. В Your Honour Крэнсон играет судью из Нового Орлеана, чей сын случайно сбивает насмерть сына самого кровожадного мафиози города.
The Liberator – мини-сериал, созданный в необычной «мультяшной» манере: реальные кадры обрабатываются под рисунок и накладываются на рисованные фоны. Технология необычная, у нее есть свои плюсы, особенно ощутимые, когда дело доходит до эпических сюжетов и батальных сцен. The Liberator основан на реальных событиях и рассказывает о Феликсе Спарксе, американском офицере, прошедшем со своим подразделением штрафников через самые адовые (по мнению американцев) битвы второй мировой. Если вы интересуетесь историей той войны, то наверняка слышали про то, как американцы расстреляли охрану концлагеря Дахау. The Liberator рассказывает именно про тех бойцов, которые ответственны за это преступление.
Еще один мини-сериал, к которому стоит присмотреться, — The Devs. По названию видно, что он посвящен программистам, но я уверен, его с удовольствием посмотрят и те, кто в жизни не написал ни строчки кода. Достаточно упомянуть, что его создатель – Александр Гарланд (28 дней спустя, Не отпускай меня, Ex Machina, Аннигиляция). По фильмографии режиссера понятно, что нам уготована история не про личную жизнь в офисе.
От сериалов переходим к фильмам в обычном понимании, и начнем с ужасов и триллеров.
Отметим, что в списке нет, например, фильмов с Элизабет Мосс, которых в 2020 вышло несколько, и которые часто хвалят. Она так однообразно играет, что возникает чувство дежа вю и кажется, что все фильмы с ее участием, — это череда бесконечных серий Рассказа Служанки. Нет в нашем списке и вроде бы удачного (даже по голливудским меркам) российского фильма Спутник. Ну какой смысл тратить время на пережевывание Чужого, вышедшего более 40 лет назад? Давайте посмотрим что-нибудь новое, что переснимут в России лет через 50!
Начинаем подборку с одного из самых оригинальных (и грустных) фильмов 2020 года — The Platform (El Hoyo). Сюжет испанской картины довольно оригинален, его трудно с чем-то сравнить (но при желании можно), поэтому не будем терять времени и просто посоветуем посмотреть картину даже тем, кто обычно не смотрит фильмы ужасов и триллеры, потому что Платформа — это совсем не про ужасы, а про нашу с вами жизнь. Платформа – это «1984 на спидах». Гиперреалистичность фильма стала особенно очевидной во время пандемии. Уверен, после просмотра картины вы взглянете на вид из своего окна по-другому. И да, напишите, пожалуйста, в комментариях, какой у вас уровень.
Продолжаем тему дистопии технотриллером Possessor, снятым сыном Дэвида Кроненберга Брандоном. Пуристы, безусловно, отметят очевидные инспирации Видоизмененным Углеродом, новым Бегущим по лезвию бритвы и Апгрейдом, но в целом картина неплохая (и довольно кровавая).
Американскую картину Antebellum очень трудно смотреть, так как уровень blm-феми-metoo-пропаганды в ней просто терминальный. Поначалу вас не покидает чувство, будто вас кормят дерьмом. Но если потерпеть и на некоторое время понизить чувствительность к бесстыдной голливудской пропаганде, то фильм вам скорее всего понравится, потому что ближе к финалу ему удается вас удивить. Если же вы разделяете мэйнстримные либеральные взгляды, то смотреть картину просто обязательно.
Еще одна картина, которую стоит посмотреть исключительно из-за финала, наш фаворит среди фильмов-ужасов 2020 года — Hunter Hunter. Особо рациональных читателей предупрежу, что перемотать и посмотреть финал будет точно не лучшей идеей, так как неторопливый и обманчиво предсказуемый сюжет основной части картины просто необходим, и без него эпилог не имеет смысла.
Любителям классических фильмов ужасов, которым надоела бесконечная череда пост-хоррора и пресных клонов старых сюжетов, густо сдобренных остросоциальной пропагандой, мы посоветуем картину The Dark And The Wicked. Это просто хороший фильм ужасов, каких в наше время делают не так уж и много, — в меру интересный, в меру страшный, без карикатурности и идиотничанья: слабые люди, непреодолимое зло и почти кафкианская атмосфера отчаяния и беспомощности.
Еще одно лакомство для ценителей жанра — Anything For Jackson. Хорошие актеры, немного циничной иронии, динамичный сюжет, реки крови, демоны… в общем, неплохой вариант для зимнего вечера в разгар пандемии. Сюжет картины: пенсионеры-оккультисты решают оживить своего погибшего внука, но, как вы понимаете, все пошло не так, как ожидалось.
Любителей традиционных для хоррор-жанра сюжетов должна привлечь и испанская картина Don’t Listen, в которой рассказывают про дом «с прошлым», который, конечно же, скрывает в себе древние проклятья, ведьм и все то, что должны скрывать старинные дома «с прошлым» в фильмах ужасов. Замечу, что у испанцев в последние годы отмечается настоящий бум на фильмы-ужасов, и если они вам по душе, то присмотритесь и к неплохому сериалу 30 Monedas. Ничего сверхоригинального в нем нет, но авторам удалось создать интересный коктейль из классических для жанра сюжетов, поэтому скоротать вечерок-другой под пивко – очень даже да. Тем более, что спецэффекты там качественные, а актеры играют неплохо. По названию, думаю, понятно, что сюжет сериала вертится вокруг 30 монет, да, гонорара Иуды.
Завершаем подборку страшных историй мокьюментари Host. Картина эта крайне примитивная, совершенно предсказуемая, если не сказать нарочито-топорная, но при всем при этом – она является одним из самых страшных фильмов 2020 года. По-настоящему страшная. Весь фильм вы будете наблюдать за Zoom-конференцией друзей, да, да, за Zoom-конференцией. Помните, зло вылезало из телевизора, потом оно стало распространяться через видеокассеты, затем пришло время ДВД-дисков, с появлением сотовых телефонов – передавалось через звонки мобильной связи… И вот наступила эпоха пандемии, локдаунов и дистанционного общения — зло просто обязано идти в ногу с технологиями, и сейчас оно распространяется через Zoom-конференции. Тупо? Конечно! Но, повторюсь, при всем при этом фильм очень страшный. Если вам нужен адреналин – смотрите Host.
С фильмами ужасов закончили, переходим к картинам посерьезнее.
Как правило, фильмы про холокост – это токсичная малохудожественная пропаганда, смотреть которую обычные люди по собственному желанию не станут. Но в нашем обзоре будет целых два фильма про нацистов и холокост!
Первый – милейшая комедия Jojo Rabbit, которую по какой-то непонятной причине запретили для показа в России (возможно, что и в Беларуси). И это при том, что перед нами картина, высмеивающая нацистскую Германию, без каких ни то было скрытых (и явных) политнекорректных посланий и фиг в кармане, со всеми атрибутами классических антифашистских фильмов: глупым Гитлером, карикатурными эсэсовцами, ну со всеми такими обязательными вещами, ироничная, добрая и смешная, без приторного привкуса примитивной пропаганды. Фильм рассказывает о 10-летнем мальчике-нацисте, чьим воображаемым другом является сам Адольф Гитлер. Маму мальчика, подпольщицу, играет Скарлет Йоханссон.
Если вы любите Гюнтера Грасса и его Жестяной Барабан, то вам наверняка понравится Jojo Rabbit.
Вторая картина из нашего списка — The Painted Bird. На наш взгляд, это лучшее из всего, что вышло на экраны в 2020 году. Картина жуткая, жестокая, очень тяжелая, вызывающая почти физическую боль, при этом реалистичная — насколько реалистичная, насколько это возможно для художественного произведения. Настоящее искусство. Фильм создавался интернациональной командой трех стран – Чехии, Украины и Словакии. Режиссер – чех Вацлав Моргул. Сценарий основан на романе польского писателя Ежи Косински. В Польше роман экранизировать отказались, так как он считается антипольским. Для того, чтобы избавиться от политического подтекста, было решено, что действие фильма будет происходить в некой абстрактной восточно-европейской стране, в которой даже разговаривают на несуществующем языке, интерславике, славянском эсперанто. Вторая мировая, мальчик-еврей ищет свой дом, скитаясь по сельской местности. По ходу путешествия он встречается с различными людьми, и эти встречи в своем большинстве ничего хорошему герою не приносят. В картине очень много насилия, но насилия не показного, красивого, киношного, а насилия банального, обыденного, именно такого, которое окружает всех нас в реальной жизни. Фильм черно-белый, что вполне объяснимо темой. Из звезд первой величины в нем задействованы Стеллан Скарсгард, Удо Кир, Харви Кейтель, Джулиан Сэндс. Кстати, Скарсгард сыграл одного из немногих положительных героев фильма – пожилого немца, чья доброта выразилась в том, что он не захотел убивать ребенка. Если пытаться сравнить Птицу с каким-то другим фильмом, то первое, что приходит на ум: The Painted Bird – это как если Тарковский или Бергман решили снять Иди и Смотри. Кстати, Моргул не отрицает влияния Иди и Смотри на свое творчество, более того, он его обозначил, пригласив на одну из ролей Алексея Кравченко. В общем, перед нами по-настоящему Великий Фильм, но не многие смогут досмотреть его до конца, ведь даже во время фестивальных просмотров зрители покидали зал, не дождавшись финальных титров.
Эту картину должны были бы снять в России, но, к сожалению, с культурой в северной стране как-то не очень в последние годы, поэтому Another Round создали в Дании, где на первый взгляд все хорошо — хорошо настолько, что там даже ипотеку выдают под отрицательный процент. Да, да, трудно поверить, но там доплачивают за то, что вы покупаете себе жилье! От всей этой датской благодати некоторым жителям стало скучно жить, поэтому они ищут приключений на свои удачливые задницы. Герои Another Round, преподаватели обычной копенгагенской гимназии, решают проверить теорию норвежского психиатра Финна Скэрдеруда, который утверждает, что человеку для комфортной жизни просто необходимо постоянное наличие алкоголя в крови. Удалось ли датчанам доказать теорию норвежца – решать зрителю. Но фильм, безусловно, достоин вашего внимания, тем более, что главную роль в нем играет Мэдс Миккельсен.
Главная причина, по которой нужно посмотреть The Life Ahead, – главную героиню здесь играет Софи Лорен, которой, между прочим, 86 годочков! Большинство читателей этого сайта наверняка не застали Софи Лорен в зените ее славы (да я и сам слишком юн для этого), но вряд ли существует на Земле такая пещера, в которой можно жить и не знать об одной из самых знаменитых актрис Европы всех времен. О «звездности» Софи Лорен весьма красноречиво говорит, например, такой факт – во время своего недавнего интервью Лорен узнала от журналиста о том, что в свое время ROLLING STONES посвятили ей песню. Оказалось, что она об этом даже не слышала. Действительно, делов-то, ROLLING STONES посвятили тебе песню.
Для своих 86 лет Софи Лорен не просто хорошо играет, она превращает довольно банальную картину в нечто заслуживающее внимания. Сюжет The Life Ahead незатейлив – в современном Риме доживает свои дни пережившая холокост бабушка, в прошлом проститутка. На хлеб она зарабатывает тем, что присматривает за детьми своих товарок, таких же римских проституток. И вот однажды в детский сад бабули приводят нового воспитанника, как водится – негритенка, беженца из Африки. Ну, вы поняли – холокост, беженцы, мультикультурализм, мир спасет доброта… Согласитесь, скукота, банальность, но всю эту мультикультурную политнавязчивую карамель спасает своей игрой Софи Лорен. Посмотрите фильм – убедитесь сами. К слову, негритенок тоже хорошо играет.
Nomadland – прекраснейший фильм про Америку, снятый китаянкой Хлоей Чжао! Да, да, китаянкой, самой настоящей китайской китаянкой, родом из Китая. При этом при всем человек совсем другой культуры снял очень американский фильм, по-настоящему американский. Картина рассказывает про бомжей, но не про тех, что обоссанными спят в коробках под мостами, а про бомжей, которым многие из нас втайне завидуют, — людей без определенного места жительства, колесящих на своих автомобилях, мотоциклах и передвижных домах по всей Америке, наслаждающихся свободой и независимостью. Нет, это фильм не про пафосных бунтарей, а про жизнь — неторопливый, умный, дающий немало поводов для рефлексий.
Если вы думали, что «остроактуальные» сюжеты про трудную жизнь гомосексуалистов в мире непонимания и остракизма вышли из моды еще лет десять назад, то вы ошибаетесь. Тому пример – фильм Ammonite, рассказывающий о нелегкой доле лесбиянок. Как вы уже поняли, дорогая редакция сторонится всего остроактуального, но мимо Аммонита мы пройти не могли, потому что там играет одна из лучших актрис нашего времени Кейт Винслет. В новой работе она, конечно же, в очередной раз доказала, что равных ей по таланту очень немного, поэтому фильм можно смотреть не только любителям lgbt-драм, но и добрым гетеросексуальным людям. Бонусом к великолепной игре Кейт идут достаточно откровенные и страстные сцены лесбийской любви, в которых она практически ничего не оставляет вашему воображению.
Продолжаем тему необычной любви немецкой картиной Undine режиссера Кристиана Петцольда, известного любителям европейского кинематографа по картине Транзит. В своей новой работе режиссер решил не расставаться с главными героями Транзита и взял на роли протагонистов Паулу Бер и Франца Роговски. Перед нами красивая неторопливая о любви русалки и человека (собственно, название сразу раскрывает сюжет). Для того, чтобы лучше понять фильм, важно иметь в виду то, что он является очень вольным пересказом повести, написанной в 19 веке Фридрихом Генрихом Карлом де ля Мотт Фуке. В оригинале русалка должна была выйти замуж за рыцаря для того, чтобы обрести душу, но ей пришлось убить своего избранника, так как он оказался неверен. В Undine рыцарей нет, а действие происходит в прекрасном городе Берлине в наши дни.
Любителям артхауса и спокойных (читай «занудных») фильмов дорогая редакция советует ознакомится с исландской картиной A White, White Day (Hvítur, Hvítur Dagur), особенно если вы питаете слабость к скандинавскому кинематографу. Сюжет картины очень прост (минуты на три для голливудской картины), но если вы никуда не торопитесь и любите рефлексировать – фильм для вас.
Если же вы не любите артхаус и неторопливые сюжеты, то оставшиеся три фильма вам должны понравиться.
Начнем с новой картины с Кэри Маллиган в главной роли. К Кэри как актрисе дорогая редакция относится с особым пиететом после ее роли в Never Let Me Go.
Promising Young Woman, скорее всего, не было бы, если бы не кампания Me Too, то есть перед нами остроактуальный фильм, которых обычно мы не смотрим (и другим не советуем). Но в данном случае остроактуальность компенсируется неплохим сюжетом и, безусловно, великолепной игрой Маллиган. Думаем, картина понравится даже тем, кто на дух не переносит феминизм. К слову, раз уж мы заговорили о Маллиган, — в 2020 вышел еще один фильм (весьма неплохой) с ее участием — The Dig. Он рассказывает о раскопках в Саттон-Ху, во время которых был найден погребальный корабль англосаксонского короля 6-7 века, одно из самых значимых открытий британской археологии всех времен.
Важнейшее кинособытие 2020 года, безусловно, — новый фильма Кристофера Нолана Tenet, который, если честно, нам не понравился, если совсем уж честно, то он вогнал нас в сон. Synchronic по своему сюжету чем-то похож на Tenet, но посмотреть этот фильм нас заставил тот факт, что это новая работа Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона, тех самых ребят, которые сняли The Endless и Spring. На волне определенного успеха The Endless им дали чуть больше, чем обычно, денег, поэтому спецэффекты в Synchronic стали наряднее, а актеры – известнее: Джеми Дорнан и Энтони Маки. Synchronic рассказывает о новом наркотике, соли, который позволяет путешествовать между параллельными вселенными. Если вам понравились The Endless и Spring, то Synchronic смотреть стоит. Если же вы не являетесь поклонником инди-кинематографа, то, вероятно, тратить время на эту картину не имеет особого смысла.
Завершим наш обзор боевиком. Обычно мы такие фильмы не смотрим, потому что в последние годы нормальных боевиков практически не снимают – под нормальными имеются в виду те, где герои не сбивают в прыжке самолеты, и где присутствует хоть какая-то малая толика здравого смысла. Extraction мы бы смотреть не стали, если бы этот фильм не рекомендовали люди, чье мнение имеет для нас значение. Фильм оказался достойным, хотя синопсис ничего хорошего не обещал: индийские наркокартели, герой-одиночка и т.д.
Вот таким был наш кино-год. А каким он был у вас? Ждем в комментариях ваши любимые фильмы 2020 года!
Спасибо за рекомендации. Кое-что берем на заметку.
Нам Довод тоже не понравился. Муть та еще.
А что понравилось (из не указанных) —
Дорогие товарищи! И снято хорошо, и игра актеров на удивление приличная.
Все собираюсь посмотреть, но нет настроения смотреть про Совок — на дворе еще тот Совок. Уж лучше про зомби.