Про грязь, снова про грязь, и опять про грязь: как мы съездили на юбилейный Menuo Juodaragis XX

Menuo Juodaragis Festival

Друзья, как вы уже заметили, : STGMT : — это, к сожалению, не про горячие новости и трансляции событий в реальном времени. Быстро работать у нас не получается. Но мы стараемся, честно. Menuo Juodaragis XX отгремел почти месяц назад — возможно, некоторые уже и забыли, что он был. А мы вот не забыли, а хорошенько все вспомнили, немного порефлексировали и предлагаем лонг-рид с картинками и видео. В основном поговорим про музыку и самую малость — про все остальное.

Да, такой формат как видео я использую впервые. Поэтому не судите строго. Лучше поделитесь своими мыслями о том, имеет ли смысл использовать ролики в дальнейшем или хватает просто фото?

Вы, конечно, помните, что дорогая редакция ездит на главный неофолковый фестиваль Восточной Европы Menuo Juodaragis каждый год (а потом делится с вами своими впечатлениями), поэтому вопрос “ехать или не ехать” перед нами не стоял. Ехать конечно. Правда, мы были не совсем уверены, когда именно нам следует покинуть Менск: в четверг, первый день фестиваля, или все же в пятницу, когда начнется главное веселье. По итогу было решено ехать в четверг: во-первых, будут выступать загадочные VRIL JAGER (проект Кима из OF THE WAND AND THE MOON и Томаса из DIE WEISSE ROSE); во-вторых, лишняя ночь в почти осеннем лесу — это намного лучше ночи в душной бетонной коробке Менска (ха-ха, как оказалось, последнее утверждение не всегда верно).

Рюкзак собран, палатка, спальник — вот и долгожданный вечер среды, поутру выезжаем. И тут начинается прекрасное — ливень на всю ночь. Вой ветра, грохот дождя о подоконник — я, признаюсь, из-за природной какофонии за ночь почти не сомкнул глаз, хотя обычно сплю крепко. Поездка начиналась совсем не так, как того хотелось.

Ну вот и утро. Ливень не прекращается, ветер дует такой силы, что едва не вырывает у меня из рук палатку, пока я пытаюсь добраться до ближайшей остановки общественного транспорта. Десять минут на улице — одежда промокла.
Тем не менее наша группа смельчаков в сборе, и мы покидаем мокрый унылый и так надоевший Менск. Дождь льет всю дорогу до литовской границы, даже не дождь, а хороший такой ливень — иногда из-за воды и горизонта не видать. Хляби небесные определенно не желают закрываться, а тем временем дело близится к полудню! Нас, конечно, начинают терзать вполне обоснованные сомнения — ведь поездка все больше напоминает довольно экзотический способ самоубийства.

Грешным делом мы надеялись, что обычная для выходных очередь на литовской границе в четверг будет отсутствовать — должны же беларусы хоть иногда на работу ходить. Оказалось, что по четвергам очередь мало отличаются от той, что можно увидеть, например, в субботу — по итогу на пересечение границы у нас ушло около шести часов. Единственное утешение — на подъезде к Вильно солнце все-таки выглянуло из-за облаков. Но мы к тому времени уже посмотрели в Facebook фотографии из Дубурио, поэтому надежд на то, что потоп обминет фестиваль, не оставалось, и мы отправились в ближайший магазин за резиновыми сапогами — нужно было готовится к худшему из сценариев.

До озера Дубурио добрались на закате. Посетителей у билетной кассы было на удивление много — я ожидал, что сумасшедших, отправившихся в дождь в лес, будет намного меньше. Пока были соблюдены все регистрационные формальности солнце окончательно село за горизонт, поэтому мы попали на остров в полной темноте (ну почти полной — кое где фонари-таки светили). Еще около часа мы метались по острову в надежде найти более-менее сухое место. Грязь предательски чавкала под ногами, иногда казалось, что сухого места нам найти никогда не удастся. Но все же нам повезло — в медвежьем углу, где-то на пригорке под елками мы обрели долгожданные несколько метров относительно сухой земли. Палатки ставились при свете фонарей.

Ближе к полуночи, когда палатки уже стояли, матрасы были надуты, а спальники расстелены, мы выбрались на прогулку по ночному острову. Из точек общепита работало всего две — в одной продавали блины по 3 евро, во-второй гамбургеры по пять. Цены на питание в этом году на фестивале заметно выросли, если сравнивать с прошлогодними, и это не радовало. К счастью, пиво не подорожало — его продавали по 2,5 евро за стакан. Хорошее крафтовое пиво.
Съев overpriced и не стоящий своих денег гамбургер и подняв настроение особым фестивальным пивом я отправился к единственной функционирующей в этот вечер сцене — под елки. Ожидалось выступление VRIL JAGER, ради которых, как вы знаете, мы и пустились во всю четверговую авантюру.

Из-за дождя расписание выступлений сдвинулось, поэтому ждать VRIL JAGER пришлось часа два, может даже дольше — за временем я не следил, так как после дороги и бессонной ночи был похож на зомби, тихо сидя на пеньке у костра и клюя носом. В какой-то момент приснув, я чуть было не упал в костер… но VRIL JAGER мы-таки дождались! Почти. Музыканты появились на сцене, начали настраиваться… очень неторопливо. Полчаса, если не дольше. Вроде настроились… та-дам — пропадает электричество. Снова ждем, света все нет. Примерно через полчаса нам сообщают, что кина не будет. Блять. В общем, как в мультике: двух шагах от сказочных богатств…

Если подводить итог четверга, то попытка организаторов превратить фестиваль в четырехдневное мероприятие оказалась авантюрой. Пожалуй, не надо нам пока четырех дней — пусть будет три, но с нормальной организацией, лучшее — враг хорошего.

Несостоявшееся выступление VRIL JAGER перенесли на пятницу, но группу мы так и не увидели, потому что какая-то светлая голова поставила выступление гостей в одно время с DONIS, ну а мы, как и многие, посчитали, что увидеть DONIS с Расой Серрой и струнным квартетом важнее. На самом деле обидно до слез. Очень надеюсь, что в следующем году тот, кто составлял расписание выступлений, подойдет к своей задаче с большим усердием — в этом году расписание было составлено просто чудовищно: слишком уж часто выступления групп одной аудитории проходили одновременно. Это удручало.

Если вы помните, палатки мы ставили при свете фонариков черт знает где и черт знает как — и это не могло закончится хорошо. И не закончилось. Оказалось, например, что моя палатка стоит на склоне с углом в градусов 20, так что всю ночь я провел то карабкаясь вверх, то сползая вниз, снова карабкаясь… по итогу уснул полусидя.

Утро пятницы встретило нас солнцем. При его свете вчерашние ужасы и разочарования моментально забылись. Палатки мы, конечно, переставили — спать в сидячем положении еще раз не хотелось.

Солнце в небе, земля потихоньку подсыхает, по территории острова то и дело проносятся трактора, в кузовах которых сидят люди. Трактора — основной транспорт фестиваля в этом году, потому что после ливня по местным дорогам проехать на автомобиле невозможно. Рабочие собирают павильоны — количество заведений с пищей и питьем растет. При свете дня стало окончательно ясно, что без резиновых сапог на острове делать нечего, поэтому до конца фестиваля мы их и не снимали.

Когда я выбрался к главной сцене, там как раз репетировали DONIS и Раса Серра. К моему удивлению на сцене кроме обычных для DONIS музыкантов был замечен еще и струнный квартет. Квартет, конечно, — не симфонический оркестр, но тоже очень круто — ни о чем подобном мечтать не приходилось. Я как мог записал одну песню во время репетиции — если кому интересно, то ее можно увидеть в ролике ниже.

Забавный факт: через пару минут после окончания репетиции DONIS у стоявшего перед главной сценой старого большого дуба отломилась большая могучая ветвь. К счастью, никто не пострадал — под дубом в тот момент никого не было. Но сам дуб находится очень близко к сцене, так что если бы ветвь упала не в полдень, когда все еще или спали или находились в дороге, то без жертв наверняка бы не обошлось. Ветка упала всего в паре метров от меня. Любители символов и знаков наверняка для себя отметили, что фестиваль посвящен Перуну, дуб — священное дерево, а падение ветви, да еще и рядом с главной сценой, — наверняка плохой знак. Перун явно недоволен. Забегая вперед скажу, что знаки-знаками, но фестиваль прошел нормально. Вероятно, иногда падение ветки — это просто падение ветки.

Одно из самых интересных мест Menuo Juodaragis — это город мастеров. Быть на фестивале и не приобрести безделушку — миссия невыполнима. В ролике ниже можно посмотреть, как выглядел город мастеров в этом году.

К пяти часам вечера мы отправились под раскидистый дуб — там должны были состояться ритуал открытия фестиваля и зажжение священного огня. Я ритуал заснял почти полностью — если кому интересно, то вы можете смело потратить на просмотр час своей бесценной жизни. Два ролика фиксируют самый настоящий ритуал самых настоящих литовских язычников. 21 век на дворе, а пламя древней балтской веры по-прежнему горит.

После ритуала дорогая редакция покинула сень леса и отправилась к сцене — начинались выступления литовских фольклорных групп UGNIAVIJAS и GYVATA. К сожалению, оба выступления проходили почти в одно время. UGNIAVIJAS выступали на главной сцене. GYVATA — на сцене поменьше. Обе группы представили свои новые альбомы. Лично я не большой поклонник творчества UGNIAVIJAS, поэтому основную часть времени провел перед сценой с GYVATA. Группа серьезно обновилась — похоже, что из старого состава осталась лишь вокалистка. И, как видите по фото, в группе стало больше гитар. По моему их стало слишком уж много. Новый альбом группы я пока не слушал, но живьем GYVATA зазвучали как довольно скучная эстрадная фолк-группа. Мне эти нововведения не понравились. UGNIAVIJAS же, наоборот, с каждым годом звучат все лучше.

UGNIAVIJAS:

GYVATA:

В 9 вечера на главную сцену вышли DONIS и Раса Серра. Для меня это было самое ожидаемое событие фестиваля и, безусловно, оно оказалось не только лучшим выступлением DONIS из всех, что я видел (а видел я их немало), но и лучшим выступлением всего юбилейного Mėnuo Juodaragis.
На сцене можно было увидеть Донатаса, его коллег по ESATIS, Расу Серру, юркого, как ртуть, гитариста с дредами и уже упоминавшийся мною ранее самый настоящий струнный квартет. Монументальный состав. И, конечно, звучал он монументально! Песни исполнялись старые, но новые люди заставили их звучать совсем по-другому. Не-за-бы-ва-е-мо. DONIS, конечно, не хватает голоса Расы Серры, а Расе Серре не хватает музыки DONIS. Когда они вместе — это магия. Когда они порознь — это печаль для всех нас, потому что в нашем мире так мало этой самой магии. В пятничный августовский вечер они были вместе, да еще в окружении замечательных профессионалов, так что я еще не скоро забуду волшебство под звездным куполом Дубурио. Помните, у Феллини в Голосе Луны: куда исчезает музыка после того, как перестает звучать? Она остается звучать у нас в сердце.

DONIS и Раса Серра:

После выступления я поинтересовался у Донатаса — планирует ли он издавать “юбилейный” материал с Расой Серрой и струнными? Оказалось, что пока таких мыслей ни у кого не было! Представляете — столько труда вложено исключительно ради одного выступления! Очень надеюсь, что это шутка, потому что будет очень обидно, если магия DONIS не материализуется на физических носителях и растворится в небе над Дубурио, как дым.

Про то, что мы так и не увидели выступление VRIL JAGER я уже вам рассказал? Да, не увидели — группа выступала в одно время с DONIS. Раздвоиться у нас не получилось.

Для меня пятничная программа завершилась выступлением DEATH IN ROME. Врать не буду — неофолкеры-пародисты неизгладимого впечатления не произвели. Да, неплохо. Временами даже интересно. С большего — понравилось. Нечто подобное я от них и ожидал. Люди в черном, люди в масках, милая музыка под пивко. На сцене практически не было света, поэтому фотографий хороших не получилось.
К сожалению (моему), музыканты очень хотели показать аудитории, что не являются обычной кавер-группой (и их можно понять!), поэтому играли песни собственного авторства, а также немало времени отвели незатейливым и довольно нудным индустриально-шумовым этюдам между композициями… По итогу многих хитов мы так и не услышали — я, например, не дождался своего любимого кавера на Майли Сайрус… пичалька.

DEATH IN ROME:

Очень хотелось увидеть латышей AULI — хэдлайнеров пятницы. Количество музыкантов на сцене впечатляло… но пока латыши настроились, я был уже у себя в палатке — сил на музыку к тому времени не оставалось. Впрочем, впечатлений за день хватило и без латышей. Музыка же в эту ночь гремела почти до утра.

Непонятно каким образом попавшая на MJR норвежская певица Elle Eira:

Наши палатки стояли совсем рядом с тропинкой, по которой каждый день текла нескончаемая вереница желающих искупаться — с самого утра и до вечера. Почти сентябрь на дворе, да еще несколько дней подряд до этого шли ливни, причем ливни серьезные — уровень воды в озере поднялся сантиметров на 40 — так, что мостки ушли под воду… а желающих искупнуться — полно, причем и барышень, и даже детей. Бррр… В прошлом году фестивалю повезло с погодой — стояла настоящая летняя жара, так что я впервые за все время искупался. В этом же году погода не радовала, но посмотрев на нескончаемую вереницу купальщиков я-таки решился — к субботе. Вода, конечно, была заметно холоднее прошлогодней, но купаться можно. Правда, во время купания я утопил кулончик, купленный всего за час до этого в городе мастеров для дочки в качестве подарка. Обидно. Озеро истребовало дань. Но раз уж я ее уплатил — наверняка еще сюда вернусь. А вообще, купание в почти сентябрьском озере давно уже стало настоящим ритуалом для большинства посетителей MJR.

Наша субботняя культурная программа включала в себя посещение лекции Ейнара Селвика, главаря WARDRUNA, и выступлений KULGRINDA, WARDRUNA, OF THE WAND AND THE MOON и DER BLUTHARSCH.

Лекция Ейнара Селвика проходила под священным дубом у жертвенника — там, где днем ранее запылал зничь. Видео с ритуалом зажжения огня вы ведь уже посмотрели? Ейнар много и интересно рассказывал про свои инструменты, делился мыслями о современном мироустройстве и обществе, а также поведал о своем видении того, какой должна быть современная фолк-музыка. Многое во взглядах Ейнара на фолк я полностью разделяю, поэтому уделю им пару слов. Ейнар считает, что особого смысла в попытках максимально точно воссоздать и повторить древнюю музыку нет. Мы живем в наше время, древняя музыка создавались в свое. Подражать неизвестным людям, творившим 500 или тысячу лет назад, — этот путь в никуда. Ейнар считает, что новым фолк-артистам нужно создавать новую музыку, но эта музыка должна опираться на каноны прошлого. Именно поэтому он изучает древние творения, но свои произведения он пишет сам, придерживаясь канонов прошлого и используя традиционные инструменты. Судя по тому, что проект Ейнара WARDRUNA добился казалось бы невозможного — снова сделал норвежскую музыку модной (и это после эпических достижений black metal!), такой подход имеет право на существование
Да, Ейнар во время лекции исполнил несколько песен под “гитарку” полтысячелетней давности. Одну из песен я для вас записал. Кому интересно — ролик ниже.

Ейнар Селвик:

После выступления славного норвежца мы отправились к сцене — послушать KULGRINDA. Группа-легенда как всегда не разочаровала.

Ким и его OF THE WAND AND THE MOON, пожалуй, одна из самых часто концертирующих неофолк-групп. Я даже не упомню,сколько раз ее видел — даже в Литве на MJR они уже были ранее. В самый последний раз мы встречались в Лейпциге на финальном Runes and Men. Отличное было выступление! В Литве датчане также не разочаровали, но их выступление мало чем отличалось от того, что я видел почти год назад. Скандинавская стабильность.

OF THE WAND AND THE MOON:

DER BLUTHARSCH появились на сцене сразу после Кима. Кажется еще совсем недавно Альбин и его команда выходили на сцену под вой сирен в черном камуфляже с факелами в руках. Но те времена ушли в прошлое. Черная униформа Мартины превратилась в леопардовый топик, а тоталитарный martial — в психоактивный рок-н-ролл. Новый DER BLUTHARSCH смотрится интересно — мне понравилось, хоть я и не употреблял никаких расширителей сознания, только пиво.

DER BLUTHARSCH:

WARDRUNA завершили культурную программу субботы. К сожалению, к сцене меня не пустили из-за какого-то косяка пресс-администратора, поэтому фотографии пришлось делать издалека на дешевую оптику. Увы. Извиняйте. Но хоть что-то. WARDRUNA — настоящие профессионалы. Все их выступление продумано до мелочей — музыка, сценография, костюмы. Очень круто. Хоть разок эту группу увидеть стоит.

WARDRUNA:

В этом году на фестивале было несколько групп из Беларуси. Одна — DAINAVA, для любителей ролевых игр в крестьян. Вторая — IRDORATH, играющая эдакий фэнтэзи-фолк. Судя по реакции зрителей, беларусский фэнтэзи-фолк литовцам пришелся по душе.

Ну вот как-то так. Из музыки я посмотрел хорошо если десятую часть выступавших групп. Выбирать было из чего — и это здорово. А ведь кроме музыки были еще лекции, экскурсии, всякий спорт и т.д…. По ночам жгли костры, порой весьма впечатляющих размеров, и соломенные фигуры — в этом году двух козликов, черного и белого.

Да, в субботу днем мы стали свидетелями нововведения — марша барабанщиков. На какой-то момент остров Дубурио превратился в Каланду. Проходило это так — с одной стороны острова шли “мультикультурные” барабанщики со всякими экзотическими барабанами, с другой — тутейшие, с обычными для наших мест и большими маршевыми. Во главе “местных” шел организатор фестиваля Угнис. В определенном месте два потока барабанщиков встретились и образовали одно целое. Побарабанив некоторое время объединенный поток отправился в центр острова на холм, где участники образовали круг. Возможно, мы стали свидетелями рождения новой традиции фестиваля. Если марш барабанщиков проводить вечером, да еще с факелами — эффект будет на порядок внушительнее. Ну, посмотрим, что нам предложат в следующем году. А пока — короткий ролик с маршем.

Ну, пора и заканчивать. Как заканчивать? А когда же про грязь будет, ведь в заголовке только про нее, родимую, и говорится. Знаете, грязь и плохая погода — это последнее, про что я вспоминаю, возвращаясь мыслями к MJR XX. Фестиваль так крут, что никакие катаклизмы его не омрачат. Все было здорово!

О стольком еще надо бы рассказать, но статья и так получилась монструозная. Пожалею вас и себя.

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Вам может также понравиться...

комментариев 8

  1. Сергей:

    Отчет прочитал с удовольствием. Видеоформату быть.

  2. oniXtacie:

    Спасибо за отчёт! Насчёт видео-формата моё мнение: лучше бы это был один-два смонтированных ролика, чем много мелких. Скучно смотреть минуту на грязь и лужи, на одинаковые размытые дороги. Но, например, ритуал — круто, что можно посмотреть полностью.
    А как в этом году было с надписями на более понятных языках, чем литовский?) В прошлом мне этого несколько не хватало.

    • Stigmata:

      Ну конечно лучше один фильм смонтированный, да еще добавить туда съемки с дрона, компьютерную графику и жидкого терминатора. Жаль только я все это не умею пока делать.

  3. W.A.R.:

    «DAINAVA, для любителей ролевых игр в крестьян» — пруфы будут?!

    p.s.: (а) спс за репорт! (б) видосы — годняк! прекрасно и точно дополняют картину как по мероприятию, так и по автору.

    • Stigmata:

      А какие могут быть пруфы? Ну городские жители с самым серьезным видом переодеваются в крестьян и всю жизнь учатся копировать песни бабулек, которые никогда никакому пению не учились. Если это не ролевые игры, то что?

  4. Untermensch:

    Спасибо! Отличная статья, да и видосы помогают слегка прикоснуться к прекрасному!

  5. Усходнік:

    Дзякуй за дэталёвы і вельмі цікавы агляд, асабліва за відэа Рытуала!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *