ROME ‘A Passage To Rhodesia’
ROME
A Passage To Rhodesia
Trisol
Подводя итоги 2014 года, трудно обойти стороной если не лучший неофолк-релиз (как известно, на вкус и цвет все карандаши разные), то уж, объективно, один из самых ожидаемых и, очевидно, дорогих. Я, конечно, говорю о ROME и A Passage To Rhodesia.
Творчество Джерома Ройтера в представлении не нуждается. После целого вороха успешных альбомов и сотен концертов по всему миру не знать о ROME может разве только неофолкер, который… ну, наверное, провел последние лет 10 в коме… таких не так уж и много — лично я знаю всего одного.
Новый альбом ROME был ожидаем, возможно ожидаем даже сильнее прочих, ибо и лейбл, и сам Джером умело нагнетали атмосферу нетерпения — тонкая игра была затеяна неспроста: готовился монументальный релиз с весьма необычной для регулярного издания стоимостью — 100 евро. Цена решала. Признаюсь, альбом A Passage To Rhodesia лично для меня стал едва ли не первым релизом ROME, который я не купил, а скачал. Произошло это потому, что релиз доступен лишь в премиальной версии, цену которой я озвучил чуть ранее. Для моего бюджета сотня — хорошие деньги. Кроме цены смущал и тот факт, что в последние годы Джером стал откровенно халтурить, записывая довольно простые работы, в которых хороших песен было ровно столько, сколько требовалось для того, чтобы автора не обвинили в творческом кризисе. Хороший пример – недавний трехтомный опус Die Æsthetik Der Herrschaftsfreiheit, на две трети забитый совершенно бессмысленными композициями и откровенным шумом… вон он, лежит на полке в шкафу, за все время хорошо если раза три его доставали… хотя издание было тоже недешевым. Ну а соломинкой, перебившей позвоночник моего верблюда, стал недавний скандал с участием Джерома, когда тот отказался выступать с «неполиткорректными» группами… некрасиво, очень некрасиво… в общем, чего уж тут оправдываться, — альбом я скачал. По этой причине про красивости, его составляющие, я писать не стану — значков, постеров и прочих флагов я в руках не держал, глазами их своими не видел… поговорим просто о музыке.
Итак, для начала о главном. Если для вас 100 евро — не деньги, то покупать A Passage To Rhodesia, безусловно, имеет смысл: альбом великолепен, а упаковка, говорят, соответствует цене. Если же для вас, как и для меня, 100 евро — деньги, то давайте вместе помолимся темным богам о том, чтобы лейбл переиздал пластинку в более дешевой упаковке… как вариант, можно помолиться тому, чтобы наш работодатель стал платить больше, ибо, повторюсь, альбом великолепен и стоит того, чтобы отблагодарить Джерома, а заодно и украсить чудесной коробкой личную коллекцию неофолковых редкостей.
Впервые за очень долгое время у меня к Джерому вопросов по качеству работы нет – он отработал в полную силу, как только он может и умеет, без маркетинговой придури, без хитрых схем и просто халтуры. Может потому и цену такую заломил? На альбоме не просто много отличных песен, на нем плохих-то и нет, причем заявленный главным «хит» Hate Us And See If We Mind на самом деле не лучше прочих «собратьев» по Родезии, он если и первый, то точно среди равных. В общем, не альбом, а неофолк-сказка. Джером не просто доказал скептикам типа меня, что в пороховницах полно пороху, а в ягодницах – ягод, он переформатировал поле собственного творчества, обозначив новые, намного более впечатляющие его границы. По звучанию, конечно, новые песни ROME неофолком можно назвать с очень и очень большой натяжкой, да и то — по старой памяти: приятный мягкий и даже немного сладковатый поп-рок, воспринимать который серьезно было бы трудно, если бы не невозмутимый голос Джерома, который настраивает слушателя на верный лад — мол, не обращайте на почти танцевальные мотивы, мы тут про серьезные говорим. Поп-рок? Почему бы и нет, живьем он должен слушаться очень неплохо, благо юбилейный тур ROME пройдет в 2015 году по целому ряду стран, хороший повод сходить и получить отпущение грехов за пиратское скачивание музыки.
Безусловно, альбом хорош всем: и музыкой, и упаковкой, и, конечно, концепцией. Джером не отошел от своей привычки посвящать работы разного рода военным конфликтам прошлого, но, к моему удивлению, не поддался всеобщему желанию поговорить о столетнем юбилее Большой Войны. Он обратил свой взор к совершенно неизвестному людям моего (и вашего) поколения и намного более близкому для всех нас конфликту — гражданской войне в Родезии, войне проигранной, увы. Белые люди против людей черных, верующие и консервативные люди против людей-леваков, маленькая гордая страна против большой империи… у той войны много граней, много любопытных для изучения нюансов, много уроков для понимания событий наших дней, но историческое исследование имеет смысл провести в другой раз, вне поля обычной музыкальной рецензии. Опять же, физического релиза я в руках не держал, соответственно, взгляд самого Джерома на произошедшее мне неизвестен, ну а куда без авторской версии? Как бы то ни было, Родезия воевала не зря уже просто потому, что пускай и много лет спустя, ей посвятили великолепный альбом, альбом, которому позавидуют многие другие страны.
Да, чуть не забыл. Премиальное издание A Passage To Rhodesia включает в себя второй бонусный диск — House of Stone. House of Stone — это, очевидно, отсылка к нынешнему названию Родезии — «Зимбабве», которое на одном из местных языков означает «каменные дома». Бонус-альбом (?) или набор композиций представляют собой ту самую сторону творчества Джерома, которая нам всем нравится намного меньше его «основного» амплуа: инструментальные абстрактные композиции, щедро пересыпанные историческими сэмплами. В данном конкретном случае композиции до боли напоминают творчество Эрика Конофала и его некогда легендарного проекта LES JOYAUX DE LA PRINCESSE, разве что сэмплы взяты из радиопередач и выступлений официальных лиц времен войны в Родезии, а не любимой Эриком Франции. Не могу сказать, что House of Stone плохой альбом, запиши его кто-то другой, возможно, я бы даже похвалил работу, но для Джерома такие композиции, конечно, — баловство, он способен на большее, впрочем, это самое большее мы можем услышать на диске номер один, на том самом, который A Passage To Rhodesia.
Кроме двух компакт-дисков релиз включает в себя еще и десятидюймовый винил и DVD с клипами. Винил я не слышал — на нем два трека: Braai The Beloved Country и My Traitor’s Heart. Если у кого есть — подкиньте, буду признателен.
Подведем итоги. Что можно сказать плохого о A Passage To Rhodesia? Очевидно, самое плохое — его «зубастая» цена. Что можно сказать хорошего? Конечно, все остальное. Перед нами если не лучший релиз 2015 года, то уж точно один из лучших. Перед нами если не лучший релиз ROME, то точно один из тех, которые мы будем слушать чаще других.
ягодницах//
Вся соль шутки в слове «ягодицах», а не «ягодницах» ))
Бюджетный вариант Родезии в дигипаке на том же Трисоле уже издали. Удаляйте свои мп3 =)