ESSA «Няміга»
В конце мая дорогая редакция в моем лице посетила выступление Тодара Кашкуревича и группы ESSA. Выступление проходило в малом зале кз «Минск», специальными гостями ESSA были литовцы: известный джазмен Пятрас Вишняускас, Гвидас Кавера и перкуссионист Rytis Kamičaitis.
Я, конечно, предполагал, что концерт будет далеко не аншлаговым, но, как оказалось, мои ожидания были очень оптимистичными — пришло не немного, а совсем мало. Безусловно, музыка ESSA, катарсис-фолк, как сами музыканты ее называют, — это не для всех. Причем, когда я говорю «не для всех», это означает не для всех, и смысл я вкладываю в слова примерно следующий: «такую музыку сложно воспринимать неподготовленному слушателю», а не «это музыка для илиты, кто не ее слушает, тот лох». Катарсис-фолк подразумевает под собой вторжение в зону комфорта слушателя, насилие, если хотите, соответственно, не каждый согласен на подобную интервенцию, тем более в нашей стране, где зона комфорта давно ужалась до размера спичечного коробка. При всем при этом, новый материал ESSA является a must для тех, кто ищет местную музыку, которая была бы актуальной и в общеевропейском контексте. Кроме музыки собственно ESSA выступление было «сдобрено» появлением в Минске известного литовского джазмена Пятраса Вишняускаса, но и этого «бонуса» оказалось недостаточно, чтобы заинтересовать минскую публику. Увы. И да, действительно актуальная современная музыка вроде как обязана была привлечь персонажей, считающих себя музжурналистами, в Минске их уже несколько десятков, если не меньше, но я заметил в зале лишь одного — очередное подтверждение правила «в Беларуси музжурналистики нет, есть пафосные смешные провинциальные люди».
Но вернемся к новому материалу ESSA, если точнее — к представленному публике альбому Немига. Я скажу вот что. Это очень непростое явление. Мне оно интересно тем, что фактически впервые в Беларуси мы можем наблюдать органичное «рождение» индустриальной музыки. Я вижу, вы удивились… рождение индустриальной музыки? Шо? Безусловно, якобы индустриальных команд в нашей стране хватает, но все они являются лишь подражательными явлениями, причина их появления – «услышали и попробовали сделать также». Любой же музыкальный стиль органичен — он не появляется из ничего и не исчезает в никуда. Одни группы приводят к жизни другие, старые стили тянут за собой новые, как говорил один мудрый человек, хоть и не про музыку, «мы стоим на плечах гигантов»… если же говорить о постсоветской музыке, то, согласитесь, нельзя воспитываться на Алле Пугачевой и Кобзоне, а потом вдруг заиграть power electronics не хуже GENOCIDE ORGAN. Так не бывает. Чтобы быть не хуже GO нужно пропустить через себя низку жемчужин-предтеч, начиная от SPK и THROBBING GRISTLE. Только так. Индустриальная музыка родилась а Англии в конце семидесятых, одной из особенностей той музыки было использование в качестве перкуссии металла — в любой его форме: от листов жести до стальных бочек. Грохотом баловались и SPK, и ранние DEPECHE MODE, и… проще будет сказать, кто им не баловался — you name it.
Новый альбом ESSA называется Немига. Если кто не знает, Немига — это река, раньше она текла через центр Минска, на ее берегах стоял замок. На Немиге произошла известная битва, летописное упоминание о которой и стало первым упоминанием о Минске. Немига — это Genius Loci, становой хребет города, его душа и прародительница. Сейчас Немига течет в трубе под городом, реку убрали с поверхности за ненадобностью, как прячут мать-старуху на чердаке некоторые добрые люди: чтобы глаза не мозолила, за ненадобностью… Именно про это и рассказывает альбом ESSA: про дух города, заточенный в бетон неволи. Неудивительно, что форма подачи нового альбома мутировала из архаичного фолка в катарсис-фолк, в сплав фолка и индустриальной музыки: обрядовые песни зазвучали под грохот и скрежет металла. Еще раз напомню — Англия конца семидесятых. А сегодня на дворе 2014 год. Более трех десятков лет. Трех десятков. Примерно на столько мы отстаем. Мне кажется, это неплохо, если учесть, что разговор идет о дикой провинциальной постсоветской квази-автаркии, в которой выступление западных музыкантов необходимо согласовывать со спецслужбами и даже платить особый налог.
Повторюсь, подражательной музыки здесь хватает, мы говорим именно об эволюционном развитии. Industrial, наконец, родился и у нас. Поздравляю. Я думаю вы не удивитесь тому, что «родили» его люди, ничего про этот стиль не слышавшие, настолько далекие от потрясений Англии конца семидесятых, насколько это возможно. Наш беларусский industrial оказался пропитан архаичным фолком, тутэйшим, балтским, холодным и до отчаяния гнетущим. Именно это и делает Немигу не банальным повторением уже созданного ранее в Европе, а новым витком спирали, спирали общеевропейского контекста. Фолк-составляющая придает состоявшейся индустриальной революции второе дыхание, актуализирует старую форму. Этот маленький прорыв местной не богатой на события музыкальной жизни, мне казалось, достоин был того, чтобы его отпраздновали истинные гурманы и претендующие на просветленность работники пера, увы, повторюсь, ни тех, ни других наблюдать на выступлении практически не пришлось, были лишь «свои».
Немного о самом действе. Все было на высоте. Приезжие гости придали мягкости суровой основе от ESSA, молодые участники группы — парень и девушка — ничуть не стушевались на фоне именитых коллег. Кроме «Немиги» музыканты представили слушателям и старую программу — Цішы Лабаноры, которую лично я послушал с не меньшим удовольствием.
Мы привыкли к тому, что музыка ESSA — это нечто эфемерное, услышать которое можно лишь вживую. А теперь хорошая новость! Осторожно, спойлеры! Существует большая вероятность того, группу-таки можно будет услышать и в записи: дебютный альбом ESSA выйдет уже в этом году. Поживем — увидим. Ну а пока немного фоточек.
Тут немного о Немиге, которая река:
«и неизвестный мне перкуссионист».
Rytis Kamičaitis
К сожалению не смог вырваться (полуторагодовалый начальник не отпустил), поэтому не стану бросаться мыслями о необходимости поддержки подобных мероприятий, но издания альбома жду с нетерпением, такие вещи должны быть задокументированы!
Был отличный концерт, давно не видел столько эмоций на сцене.