WUKOWAR
Дебютный альбом нового проекта WUKOWAR Михаила из РИТУАЛЬНОГО ФРОНТА вышел в самом конце прошлого года. Про пластинку мы писали вот здесь. Если кто еще не озаботился ее приобретением, то настоятельно рекомендуем это сделать, ибо пластинка хороша. Хороша настолько, что было решено срочно пообщаться с Михаилом на тему его возвращения в музыку.
Во-первых, поздравляю с новым альбомом! Возможно, вышел он слишком уж тихо и без помпы, но от этого, конечно, не стал хуже. Доволен ли ты результатом?
Благодарю за поздравление! Я очень доволен результатом, да и просто самим фактом выхода альбома. Мне было очень важно записать этот материал. Ведь помимо того, что In Memoriam посвящен всем жертвам военных конфликтов, случившихся в 90-х годах на территории бывшей Югославии, этот альбом явился, своего рода, ретроспективой моей жизни. Именно в начале 90-х я впервые заинтересовался Балканами, и на протяжении 20-ти лет этот интерес никогда не ослабевал, а только усиливался.
Отмечу также ещё один момент — практически весь 2012-й год — время записи альбома, я восстанавливался после тяжёлой болезни. Из дома я ездил только на студию и это, как мне кажется, придало записи дополнительный нерв.
Почему появился WUKOWAR? Ведь тот же РИТУАЛЬНЫЙ ФРОНТ, по моему мнению, не достиг того, чего мог бы достигнуть. Я имею в виду — простор для развития и свершений был, а вместо этого снова с белого листа, с начала…
Пожалуй ты прав… Но с другой стороны, у меня нет ощущения того, что всё начинается с чистого листа. Также, как и 10 лет назад, идеи и мысли находят своё воплощение в текстах и музыке, а затем записываются на студии. Просто в определённый момент работы над этим альбомом я захотел, чтобы этот процесс обрёл ещё и другое, такое важное для меня имя — ВУКОВАР. Возвращаясь к РФ… Всё-таки это был полноценный дуэт. Рорик автор половины текстов к песням, а также некоторого количества музыки. Во многом тогда, в 2002 году, именно ему принадлежала идея создания музыкальной группы. В то время мы раздумывали о различных вариантах андеграундной деятельности, и поначалу я всё же был склонен к изданию журнала на культурно-историческую тематику с небольшим музыкальным разделом. Мы всегда работали совместно над каждым альбомом ФРОНТА, включая концепцию оформления. Поэтому, исходя из всего вышеперечисленного, и было принято решение, о том, что In Memoriam выйдет, как дебютный альбом новой группы WUKOWAR. Хотя Рорик был не против, если бы этот материал вышел под маркой РИТУАЛЬНЫЙ ФРОНТ.
В продолжение предыдущего вопроса… Почему ВУКОВАР? Мне кажется, этот город даже после войны находится в лучшем состоянии, чем какой-нибудь Усть-мохнолапск из-за Урала, без войн и бомбардировок… Чем тебя привлек чужой город?
Впервые об этом городе я услышал в 1991 году, будучи учащимся средней школы. В Югославии нарастала эскалация конфликта, который в конце года перерос в военные действия. Ленинградское телевидение довольно много времени уделяло этим событиям. Была показана серия специальных репортажей, которые я старался не пропускать. Особое впечатление на меня произвели репортажи из Вуковара. Я тогда не особо ещё понимал, что к чему, но, наверное, впервые задумался о природе Войны, Смерти, Религии…Заинтересовался историей Сербии и культурой Балкан. Правда, тогда, в 1991, смотря репортажи оттуда, я и представить себе не мог, что когда-нибудь пройдусь по этим превращённым в руины улицам. В 2009 году, во время своего второго посещения Вуковара, я написал слова к песне Волчий город.
Твой новый альбом рождался очень долго по нынешним меркам, когда группы ухитряются издавать по три альбома за год. Ты сознательно не торопился, или задержка была вызвана скорее сторонними факторами?
Если честно, то после записи Излучений, я долгое время вообще не занимался музыкой. Очень много времени я посвятил различным поездкам. Вдоль и поперёк объездил страны бывшей Югославии. Побывал во многих интересных и необычных местах, причём не только на Балканах. И в какой-то момент снова почувствовал необходимость выразить мысли в текстовой
и музыкальной форме. Всё-таки путешествия очень сильно катализируют чувства и желание заниматься творчеством, по крайней мере так произошло со мной. Когда в течении всего пары дней, ты едешь по Косово в сербской маршрутке, с занавешенными окнами и изменёнными номерами, зная что за день до этого точно такая же маршрутка была обстреляна где то в этих местах, а потом попадаешь в прекрасный Фиуме, город поэтов Республики Красоты Габриеле д’Аннунцио, то поневоле хочется и самому записать пару строк в записную книжку. Так, постепенно, к концу 2011-го я и накопил достаточно материала для In Memoriam. Непосредственно работа в студии заняла у меня около семи месяцев. Учитывая обстоятельство, о котором я упомянул в первом ответе, можно сказать, что процесс записи прошёл очень быстро. Для сравнения, Излучения мы записывали около двух лет.
С РИТУАЛЬНЫЙ ФРОНТОМ можно попрощаться или надежды на пробуждение группы от спячки хоронить пока рано?
Во первых, у РФ должен будет выйти ещё один релиз. Где-то между работой над альбомами Молнии над Малиновой горой и Излучения мы записали две композиции — Земля/Erde и Кровь/Blut. Они предназначались для сборника «Heilige Fire V», посвященного одноименному фестивалю, на котором мы играли в 2004 году. По последней информации, сборник в свет не выйдет, а эти 2 композиции Der Angriff планирует издать отдельно.. Во-вторых, примерно в то же время мы записали материал для нашего с Рориком фолк-проекта РУДА. Мини-альбом записан только при помощи «живых» инструментов, никаких синтезаторов или какой-либо электроники там нет. В качестве текстов использовались стихи таких русских поэтов,как Николай Клюев, Пимен Карпов, Сергей Есенин. Также в альбоме будет наша версия одной из песен трагически погибшего в 90-х,
юного брянского певца Максима Трошина. Возможно, кто-то уже слышал композицию Железо на стихи Николая Клюева на сборнике Andre Zeiten (Skullline).
Как РИТУАЛЬНЫЙ ФРОНТ мы вряд ли в ближайшее время будем записывать новый материал. Хотя мы планируем ещё совместно поработать с Рориком. Например, не исключено, что он примет участие в возможном концерте WUKOWAR.
Вот про концерт надо бы поподробнее. Чего стоит ожидать?
Возможно, к зиме мы подготовим программу и дадим пару концертов с WUKOWAR, причём вполне вероятно даже в классическом лайв-составе ФРОНТА. Сейчас пока сложно сказать что-то определённое на эту тему. Я кстати, хотя и не любитель выступать, всё же считаю,что группе, необходимо хотя бы раз побывать на сцене.
Концерт, скажем так, придаёт жизнь и наполняет совершенно другой энергетикой студийный материал. В любом случае, Минск — наш любимый город, и, если появится определённость с концертной деятельностью, мы постараемся вернуться в Беларусь.
Конечно, если хочешь насмешить бога, то расскажи о своих планах, но все же…. вот как ты, скажем так, чувствуешь сегодня — WUKOWAR будет твоим долговременным проектом, или дальше одного альбома пока ничего не планировалось?
Никаких долговременных планов я не строил. Мне было важно записать и выпустить именно In Memoriam, а что будет дальше — покажет время. Скажу лишь одно — трёх альбомов в год точно не будет 🙂
Когда я слушаю твои песни и читаю ответы, то представляю себе картину: несчастные югославские люди жили себе не тужили, а потом пришли злые враги и все испортили. Но в реальности Югославия, скажем так, была далеко не чудесной Утопией, и даже без помощи извне у нее хватало точек напряжения. Ну а те же хорваты — совсем не мирные добрые хоббиты, жившие красивой пасторальной жизнью. Например, то, что они творили с итальянцами в Истрии и Долматии после второй мировой, намного ужаснее того, что вытворяло с ними НАТО в конце столетия. А упоминавшийся тобою город поэтов Фиуме, если мне не изменяет память, вообще собирался жить за счет пиратства и грабежа 🙂 Так что произошедшее на наших глазах можно рассматривать и как своеобразную расплату за ужасы сороковых. Как ты думаешь?
Тяжелый вопрос… и рассматривать его лишь под одним углом зрения: идеальная Югославия, или враги извне, или хорошие те, а плохие эти и наоборот, всё-таки не совсем корректно. В регионе веками складывались непростые отношения между народами, населявшими эти земли. Религиозные и территориальные противоречия часто перерастали в кровавые конфликты и войны.
Так было здесь и в средние века, так произошло и в прошлом столетии, причём не только в 90-х, но и, как ты заметил, в 40-х. Ещё можно вспомнить и начало XX—го века, когда с выстрелом в Сараево фактически началась Первая мировая война. На Балканах всегда было и, к сожалению, будет неспокойно. Сегодня мы периодически слышим лишь об открытой ране — Косово, но почти в каждой из республик бывшей Югославии найдётся одна, а то и несколько болевых точек. Здесь до сих пор очень сильна идентификация по принципу «свой — чужой», которую я испытал даже на собственном примере. Так в Рашке (на всякий случай — это город на юге Сербии, рядом с Косово) я ждал в кафане одного приятеля. На тот момент в кафане собрались люди (сербы, естественно), поучаствовавшие, наверное, во всех балканских военных конфликтах за последние 20 лет. Каким-то образом, эта публика уже знала,что я из России, ко мне подошли несколько человек, сказали типа «Всё в порядке брат-рус, можешь сидеть здесь сколько хочешь, держи ракию». В хорватском же Осиеке всё было с с точностью до наоборот. Бармен одной из кафан, указав на «тёплую компашку», выпивавшую за столиками на улице, посоветовал особо не светиться, мол там сидят люди, которые в 90-х не в университет ходили, и русских — главных друзей сербов, мягко говоря, не жалуют. Так что ещё раз повторюсь, Балканы очень сложное место. И в ближайшем будущем мироощущение народов этого региона вряд ли изменится. Остаётся лишь надеяться, что как бы ни были сильны религиозные, политические и территориальные разногласия, в конечном итоге кровопролития удастся избежать.
Феодосия отдых цены 2014 частный сектор в Феодосии 2014 цены жилье в Феодосии 2014
Переслушал ваш последний РФ альбом. WUKOWAR стал заметно «попсовее» в хорошем значении этого слова. Отчетливее слышны ретро-нотки, которые хорошо вписываются в общий «тренд» возвращения андеграундного звучания в русло 70-80-х. Какую музыку ты слушаешь для собственного удовольствия? И как тебе весь этот ретро-футуризм в музыке наших дней?
Меня очень радует эта ретро-футуро тенденция. Конечно можно по-разному оценивать современные группы, имитирующие саунд 70-х или 80-х. С другой стороны, возросший всеобщий интерес к подобной музыке позволил вернуться в строй целому ряду заслуженных команд. Только за последние пару лет новый материал вышел у таких групп, как ULTRAVOX, OMD, NEW ORDER, VISAGE…
Что касается меня, то я начинал слушать музыку именно со второй половины 80-х. Первыми кассетами у меня в доме были альбомы SCOTCH Evolution и SAVAGE Tonight. Затем появились альбомы CAMOUFLAGE, BOYTRONIC, THE HUMAN LEAUGE. Любовь к такой музыке успешно прошла испытание временем и вполне предсказуемо нашла отражение в моём сольном альбоме. Для удовольствия же, я скорее всего поставлю какую-либо классическую New Romantics пластинку: ULTRAVOX Vienna, JOHN FOXX Metamatic, FURNITURE The Wrong People, CLASSIX NOUVEAUX La Verité.
Ты упомянул республику Фиуме. Я тоже очень люблю Хорватию, правда был пока только в Истрии. До Долматии не добрался… И вот Фиуме увидеть хочется даже больше, чем хваленый Дубровник. Стоит ехать в республику поэтов и пиратов? Ощущается ли там дух места или сегодня город ничем не отличается от других курортных местечек?
Риека — прекрасный город. Он поражает скорее не обилием изысканных достопримечательностей, а общей атмосферой, в которой преобладает Красота и Гармония. Безусловно, здесь найдётся и что посмотреть. Можно прогуляться по набережной Мёртвого канала, подняться по лестнице Петара Кружича к крепости Трсат, заглянуть во дворики прилегающие к главной улице Корсо. Отдельно рекомендую проехать до стадиона местного футбольного клуба. На мой взгляд, расположение этого стадиона просто уникально. Кстати, в сравнении с Дубровником, туристов в городе совсем немного.
Отличное интервью. Спасибо!
спасибо за интереснейшее интервью!
Доставило, спасибо!
Молодец! Но в социальных сетях уже ползет тлетворный слушок, что ты теперь — усташ:)))
спасибо!