Фестиваль Runes & Men : впечатления

_STG1677
Как и обещал, пара слов о дрезденском фестивале Runes & Men.

На самом деле, поначалу мы на него не собирались. Состав участников, конечно, впечатлял, но где мы, а где этот ваш Дрезден. Вот-вот. Программа максимум на вторую половину года была простой — съездить в Польшу во Вроцлав, где послушать Бойда Райса и ROME, попутно попив пива в «Бирхалле». Но ноябрьская поездка не задалась с самого начала: то одно, то другое, а потом, буквально за пару дней до планируемого отъезда, я посмотрел в сети видео с убогой самодеятельностью, выдаваемой Райсом за выступления, и ехать вообще перехотелось. Ну и не поехал. Но червячок дальних странствий был разбужен и во всю грыз мой мозг: захотелось новых впечатлений, новых встреч и просто чувства дороги. Именно тогда-то меня снова посетила мысль о Дрездене. Насколько это осуществимо? Общение с опытным бродягой камерадом Triath существенно прояснило картину, и выходило так, что попасть в Германию вполне возможно даже простому пареньку из спального района перманентно терзаемой экономическими катастрофами страны, причем добраться бюджетно, не продавая почку… Детально продумали логистику, приценились к билетам — все реально. Если кому интересно, то дорога туда-обратно обошлась нам долларов в сто максимум. Проблема возникла там, где ее не ждали: в Дрездене не нашлось доступного жилья, а платить по 80 евро за сутки ой как не хотелось. Судя по всему, половина Германии приехала в город на знаменитую рождественскую ярмарку, которой лет пятьсот, так что дешевых номеров в гостиницах не осталось. Но и тут нам повезло — вечерний мозговой штурм в две головы привел к тому, что мы нашли-таки отличный вариант: сняли гостевой домик в хорошем районе города, в получасе ходьбы от Reithalle, клуба в котором проходил концерт. Отличным дополнением к жилью стал расположенный в пяти минутах ходьбы знаменитый пивной ресторан Brauhaus am Waldschlösschen, основанный еще 1836 году! Будучи большими любителями пива, мы не могли не оценить такой подарок судьбы.

К неудовольствию семьи я от идеи поехать в Дрезден не отказался, так что поздним вечером среды 5 декабря суетливый локомотив понес меня из Минска в Гродно. Обещали снежную бурю, сибирские морозы и прочие ужасы, но нас было уже не остановить. Правда, в самый последний день из команды «выпал» один из заговорщиков, так что выезжать из Минска мне пришлось одному, Triath обещал догнать во Вроцлаве.
Гродно, то ли раннее утро, то ли поздняя ночь. По навигатору в телефоне ищу дорогу от железнодорожного вокзала к автобусному. Заботливые таксисты предлагают подвести на автомобиле, за деньги, рассчитывают, очевидно, что я столичный лошок, которому прогуляться 5 минут будет слишком тяжело. Автовокзал найден без проблем. Затем маршрутка до Белостока. Границу проходим без задержек. Из Белостока в Варшаву еду на автобусе фирмы «Польскибус»: удобные кожаные кресла, розетки под каждым сиденьем и бесплатный вай-фай. Правда, мой телефон бесплатный вай-фай почему-то не оценил, а плеер был благополучно забыт ранее утром в поезде, так что поездка оказалась не такой комфортной, какой я ее себе представлял. В Варшаве пересаживаюсь на автобус той же фирмы до Вроцлава. Еще 6 часов в дороге без интернета и музыки. Любимый Бреслау встретил меня легким снегопадом и огнями рождественских елок. Заселяюсь в хостел и даже успеваю забежать на часик в «Бирхалле»: два литра «Маркового» и «Пшеничного» отлично поднимают настроение, нудная дорога продолжительностью в сутки давно забыта. С большим удовольствием узнаю, что к составу участников фестиваля добавились FIRE AND ICE. Это, очевидно, знак, все будет хорошо.
Вроцлав в предрождественском сумбуре: на каждом углу играет Last Сhristmass I gave you my heart… на 100500 вариаций, вся центральная площадь уставлена деревянными ларьками со снедью, глинтвейном, сладостями и сувенирами, множество елок, качелей и аттракционов для детей. Смотришь на всю эту красоту и на душе становится благостно. Захотелось, чтобы моя дочурка побыстрее выросла, и я смог привезти ее сюда под Рождество — кататься на качелях, толпиться с другими детишками перед витринами с конфетами, тянуть ручки к забавным пряникам в форме елочек и ангелочков. Какой разительный контраст с Беларусью, где в этом году даже настроение праздничное куда-то пропало, про ярмарки, глинтвейны и иллюминации я молчу… Только посмотрев на страну снаружи, ты понимаешь, что она давно превратилась в концлагерь повышенной комфортности.
Утром успеваю полюбоваться на остров Тумский и его костелы, снова гуляю по просыпающейся ото сна предрождественской площади. В полдень встречаемся с Triath. Поезд несет нас в Дрезден.
В Германии до этого я был всего лишь раз, да и то всего половину дня: мы проезжали через Регенсбург на пути в Италию. Немецкого не знаю. Так что поездка обещает быть познавательной.
Три часа в поезде пролетели довольно быстро. Дрезден. Минут сорок в полутьме бродим по «Новгороду» (Neustadt) — ищем «свой» дом. Он оказывается солидной виллой, на заднем дворе которой расположен гостевой домик, в который нас, собственно, и заселили. Времени в обрез, поэтому мчимся в Brauhaus am Waldschlösschen. К моей неописуемой радости к стандартному «пивному» меню добавился особый рождественский сорт, который варится только раз в году в Рождество из специального хмеля. Отличная еда, великолепное пиво. И обслуживание на сверхсветовой скорости: мы едва успели выпить пару глотков пива, как нам уже принесли горячее. Я, признаюсь, был немало удивлен расторопностью персонала. Да, если кого интересуют цены, то отменное пиво стоило всего 3 евро за бокал. Да, я знаю, для Москвы — это очень дешево, но это дешево и для Минска. Дожились. Сытые и довольные отправляемся в клуб, правда, находим его не без труда. Индустриальный район города. Клуб представляет собой то ли ангар, то ли переоборудованный цех. Две очереди к двум разным входам, одна длинная, вторая — короткая. Интересуемся у охраны: в чем разница? Отвечают, что разницы никакой. Хм, становимся в короткую. К нам подходит паренек и предлагает купить с рук два билета по «предварительной» цене. Боимся попасть впросак, снова интересуемся у охраны: настоящие ли это билеты. Оказывается, вполне настоящие. Купили. Короче, странный народ немцы — дешевые билеты не покупают, очередь выбирают самую длинную. Без проблем и практически без очереди попадаем в Reithalle. Проведи я свой концерт в чем-то подобном — вони в интернете было бы на две недели, ну а для Германии, я так понял, это вполне нормальное андеграундное заведение. Звук приятно порадовал.
Много мерча, много дисков на продажу. Два бара. Пиво неплохое, по 3 евро, но с рождественским оно сравниться не может, конечно.
На фестиваль мы пришли точно к объявленному в анонсах времени, но выступления групп начались лишь спустя пару часов. Вроде бы так заведено в тех краях. Невольно вспоминаются истерики местных по поводу «опоздания» концертов на 15 минут…
_STG1124
Итак, фестиваль открывают австрийцы JÄNNERWEIN. Выступают уверенно, профессионально. Аккуратные ребята, похожие на студентов-отличников. На вокале несколько человек, которые сменяют друг друга у микрофона. Выступление короткое, хотелось бы большего. То ли мне показалось, то ли на самом деле — они не спели мою любимую The Grass Is Always Browner.
_STG1210
Давно хотел посмотреть «живьем» DIE WEISSE ROSE, наконец такая возможность представилась. В Дрездене группа поддержки Томаса Бойдена состояла из Кима Ларсена (OF THE WAND AND THE MOON), Gary Carey (JOY OF LIFE, да это та самая группа, хит которой переделал недавно APOPTOSE), барышни по имени Nicole Mertens и Джона Мерфи. Выступление получилось довольно агрессивным: Томас орал в микрофон, остальные яростно колотили в барабаны. Со стороны, правда, все выглядело немного наиграно.
_STG1242
SPIRITUAL FRONT в последнее время гастролируют очень много, и, пожалуй, лишь единицы не видели их «живьем». К этим единицам принадлежал и я — все как-то не получалось застать Симоне и компанию. Наконец застал. Да, все круто. Сразу видно, что итальянцы исколесили всю Европу — выступают они очень профессионально, я бы даже сказал, слишком профессионально для неофолк-сцены, с которой их по старой памяти ассоциируют. Круче Симоне был только культовый Даглас. То ли из-за двухчасовой задержки, то ли так было задумано, но группы выступали в очень жестких временных рамках — SPIRITUAL FRONT едва ли не силой пытались согнать со сцены, мол, время вышло. Бурлящий энергией Симоне упросил организаторов спеть еще одну, «последнюю песню», после которой на сцену вышел восторженный Пирс, эмоционально поздравивший Симоне с великолепным выступлением. После такой поддержки Симоне осмелел и нарушил-таки регламент, исполнив еще пару песен. К всеобщей радости, конечно. Молодцы итальянцы, самые настоящие молодцы. Отыграли они около часа.
_STG1300
Почти два часа ночи. На сцене за синтезатор усаживается Миро Снейдр, мистер Lounge Corps, оказавшийся довольно молодым парнем; чуть позже появляется и Пирс в камуфляжных штанах и куртке с нашивками DI6. Без маски. Дуэт исполняет композиции с последнего «снежного» альбома DI6. Пирс ведет себя непринужденно, много шутит. То и дело называет Дрезден Лас Вегасом, очевидно потому, что формат выступления — «пианино и вокалист» — напоминает выступления «больших» звезд типа Синатры в Лас Вегасе. Минут через двадцать Миро и Пирс покидают сцену. Темнота. Зажигаются прожектора: на сцене две хорошо знакомые фигуры в масхалатах и масках, над сценой пылает «мертвая голова». Нереальная картина, если вспомнить, что дело происходит в Германии. Барабанный бой. Ну вот и «классический» DEATH IN JUNE. Если честно, то я никогда не был большим поклонником творчества Пирса. Да, покупал диски, да, ездил на концерты за тридевять земель, но без фанатизма, без блеска в глазах. Видел Пирса в Питере и Вильно, неплохо, понравилось. Но как оказалось, видел-слышал, да все не то. В Дрездене я, наконец, ощутил все величие патриарха неофолка. То ли вечер располагал, то ли город, то ли атмосфера фестиваля была какой-то особенной, но Пирс был неподражаем, выступал иначе, совсем не так, как обычно. Я бы сказал, что перед нами был тот самый случай, когда между музыкантом и аудиторией шел прямой обмен энергией, и обе стороны словно подпитывали друг друга. За окном третий час ночи, а старики напару так барабанят, что недавние опыты DIE WEISSE ROSE в пять барабанов кажутся детской шалостью. Талант есть талант: не нужны ни синтезаторы, ни электро-гитары, ни сэмплы воинственые — два барабана, акустическая гитара, спокойный голос Пирса, а драйва больше, чем у самой безрассудной и дерзкой молодежи. Столько групп в этот вечер играло отличных, но вышел Даглас, и сразу стало ясно — кто тут самый главный. Без долгих объяснений.
_STG1664
Как обычно, после «барабанного» вступления Пирс снял маску и начал петь под гитару. Минут через сорок выступление превратилось в «концерт по заявкам»: Даглас спрашивал у зала, какую песню ему сыграть, затем исполнял пожелания. Выступление закончилось где-то в половине четвертого. Финальным аккордом стал выход на сцену к Пирсу Кима, Гари из JOY OF LIFE, Томаса из DIE WEISSE ROSE и других героев вечера: все затрясли трещотками в духе рождественских песенок, а Пирс запел про Rose clouds of Santa Claus, rose clouds of lies и про то, что все фестивали заканчиваются так, как должны заканчиваться.
Ну что сказать — восторг. Уже ради одного такого дня стоило ехать в Дрезден. А ведь это только начало!
Сорок минут прогулки по сонному городу и мы дома. Жизнь прекрасна!
Субботний день прошел в прогулках по центру Дрездена, посещению галереи старых мастеров (быть в Дрездене и не видеть «Сикстинскую мадонну» — не порядок!) и старой площади с ее знаменитой рождественской ярмаркой. В удачное время мы приехали: везде смех, звучат рождественские песенки, пахнет корицей, глинтвейном и жаренными сосисками. Толпы, толпы народа. Впечатлений много, все они очень яркие. Калейдоскоп из образов, запахов, вкусов. К вечеру заходим еще в один пивной ресторан, на этот раз в центре города, пробуем очередной сорт рождественского пива.
Наученные горьким опытом пятницы, в клубе появляемся часа на два позже. Меня не хотят пускать с фотоаппаратом. Я не удивлен — еще в пятницу охрана не давала толком снимать. Похоже, организаторы ужесточили меры предосторожности, но в конце концов магические слова «журнал «Стигмата» творят чудеса — меня пропускают с разрешением на съемку.
_STG1461
Как оказалось, с выводами о непунктуальности немцев мы поторопились — субботний концерт начался в срок, так что мы пропустили выступления двух групп, радует только то, что это были неизвестные мне команды. Пробиваюсь к сцене — ну а там уже бушуют ARNICA. Успели! Выступление каталонцев было коротким и ярким, но, конечно, его вряд ли можно сравнить с той магией, свидетелями которой мы стали в Литве в Зарасае при лучах заходившего солнца, пробивавшихся сквозь крону векового дуба. Да, сами музыканты были очень недовольны своим выступлением в Дрездене, говорили, мол, звук был просто ужасным, но, к счастью, в зале технические проблемы заметны не были. Мне все понравилось.
_STG1519
Выступления OF THE WAND AND THE MOON довольно похожи друг на друга — я видел группу раза три, больших различий между ними не ощутил. Кому интересно, как звучит команда живьем, — можете приобрести недавно вышедший Live At The Lodge Of Imploded Love CD/ DVD с записью одного из концертов. Выступал Ким примерно полчаса.
_STG1560
После небольшого перерыва на сцене появляется Ян Рид. Ему помогает «звездная команда»: Джон Мерфи, камерады из SONNE HAGAL и JÄNNERWEIN. Да, SONNE HAGAL были заявлены как участники фестиваля, но если верить Дагласу, их выступление сорвалось из-за того, что у вокалиста пропал голос. Ну, если спеть ему не посчастливилось, то на гитаре он все-таки сыграл. Ян Рид не стал мелочиться и начал свое выступление с Dragons In The Sunset. Затем пошли песни с недавнего альбома Fractured Man и пара старых хитов. Было видно, что Ян Рид волнуется, но волнуется не потому, что боится выступать, а потому, что этот вечер в Дрездене для него особенный. В какой-то момент на сцене появился Даглас, и они вместе исполнили песню про «Разбитого человека». Словами передать атмосферу вечера просто невозможно — все это нужно было видеть и слышать, это была магия.
_STG1651
После FIRE & ICE сцену завесили полотнищами с «мертвыми головами», затем появился Миро Снейдр. Он отыграл несколько своих собственных вещей, но, очевидно, аудитория ждала повторения вчерашнего вечера, поэтому Миро злоупотреблять терпением публики не стал, и вскоре на сцене показался Даглас, который снова шутил про Лас-Вегас и пел «снежные» песни. Ну а потом опять гас свет, опять на сцене появлялись две фигуры с камуфляжных костюмах, они опять безжалостно молотили в барабаны и повторяли речевку про We drive East! В общем, второй вечер DEATH IN JUNE мало чем отличался от первого — он был так же великолепен.
Фестивали заканчиваются так, как должны заканчиваться. Закончился и этот. Далеко за полночь.
Пожалуй, это был лучший фестиваль из всех, что я видел, а видел я их немало.
Обнадеживает то, что в Фейсбуке появилось сообщество Runes and Men, то есть, вероятно, организаторы задумываются о том, чтобы сделать фестиваль регулярным. Я — за! Дорога до Дрездена освоена, а деньги на такое дело найдем.
В воскресение мы еще раз посетили свой любимый пивной ресторан и полакомились на прощание рождественским пивом, снова погуляли по городу, который накрыла снежная буря. Ну а вечером — на поезд во Вроцлав. Вот с этим поездом у нас и вышел небольшой форс-мажор, единственный за всю поездку. Поезд оказался не прямым — нужно было делать пересадку в Герлитце на другой, уже до Вроцлава. Вот мы и вышли, только не в Герлитце, а на пару остановок раньше. Ну дальше классика: ночь, снегопад, мороз, поездов до Вроцлава больше нет, а билеты до Белостока уже куплены. Что делать? Едем на последней электричке до Герлица, потом по сугробам бредем до его польской части, которая нынче называется Згожелец. Бредем в надежде успеть на какой-нибудь польский поезд или автобус до Вроцлава. Увы, ничего. Epic Fail. Ловим такси, чтобы доехать до гостиницы, между делом интересуемся, довезет ли нас таксист до Вроцлава в этот жуткий ураган. На наше счастье таксист довез, причем за более-менее вменяемый ценник. 165 км. На автобус мы успели. Но адреналинчик в крови побушевал, да.
Через 28 часов после отъезда из Дрездена мы были в Минске. Для кого-то все это может показаться сумасшествием, но лично для меня поездка стала настоящим праздником — с выбором фестиваля мы не ошиблись.

Говорят, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Любителям посмотреть — видео фестиваля:

JÄNNERWEIN

Фото

DIE WEISSE ROSE

Фото

SPIRITUAL FRONT

Фото

Миро

DI6

Фото
Фото

FIRE & ICE

Фото

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Вам может также понравиться...

комментариев 7

  1. Andrey:

    Классный фест . Если традиция продолжится, то в следующем году наплюю на все остальные и поеду на этот .

    Отличное ревью.

  2. Mekhanizm:

    да, описано великолепно. спасибо.

  3. Eugenii:

    Спасибо за столь интересный отчет.

  4. DeepSpace:

    отличный обзор, спасибо.
    ну и эта… молодец хуле!

  5. > Через 28 часов после отъезда из Дрездена мы были в Минске

    вам повезло!

    мы были в Москве через 48 часов после отъезда из Дрездена =)

    п.с. впечатления схожи, вот только расстроило отсутствие Sonne Hagal

  6. novum culturae:

    очередь одна была длинная — потому что там списки лежали для людей, которые по спискам, для людей по билетам — разницы никакой не было. а по спискам на подобные мероприятия ходит добрая половина молодежи местной.

    концерт не с опозданием начался… просто они нафигарили изначально со временем. уже точно не помню, что именно было, но то ли в инете неправильно написали. то ли афиши криво напечатали…

    А организаторы — молодцы. У них как раз в пример остальным — все как по маслу всегда идет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *