Menuo Juodaragis. День 1
Всякий раз собираясь на Menuo Joudaragis, я вспоминаю одну мудрую знакомую, которая считает, что «Выбирая между плохим концертом с хорошим баром и хорошим концертом с плохим баром, идти следует туда, где бар лучше«. И вопреки всякой логике я все-таки отправляюсь в посольство, делаю визу и, как результат, еду в Литву, в леса, в сырость и холод, чтобы снова попасть на Menuo Joudaragis, бар на котором так себе, если честно. Как ни крути, а порой и рассудительные люди делают безрассудные поступки, иначе жизнь перестает быть интересной, так что на три дня забываем про больной позвоночник, про дела, про обещанные интернетом проливные дожди…
Пролог
С концепцией литовского фестиваля можно не соглашаться, но она есть, она целенаправленно претворяется в жизнь, и она доказала свое право на существование: неофолк нужно слушать не в клубе, а на природе; в него нельзя играть, им нужно жить. Да, как ни странно для нас, беларусов, это звучит, но фолк музыка в той же Литве — это живая часть культуры, причем живет она не как коматозник в палате интенсивной терапии, а как нормальный здоровый человек, радующийся жизни и дарящий свою радость другим.
В Беларуси фолк-сцена давно выродилась либо в лубочную бульбаш-имитацию с «рубашками-вышиванками и гармоником», либо в некое подобие ролевой игры, типа рыцарского «аутизма» и летних лагерей на природе для хоббитов и эльфов. Увы. Одни беларусские группы, ушибленные в детстве «Сябрами» и «Песнярами«, пытаются «натянуть» шкуру дохлой совковой эстрады на якобы аутентичный фолк, — получается подобие убогого и застрявшего в прошлом веке «Палаца«. Другие делают практически то же самое, только умнее, превращая свои представления не в танцульки а-ля сельская дискотека, а в «дискотеку средневековую»: с танцами какбэ рыцарей с какбэ дамами… Но лично для меня пляски под дуду имеют ровно такое же отношение к нормальному искусству, сколько пляски пьяной публики под диско-фолк «Ивана Купалы» или «Палаца«… Да, совсем забыл упомянуть небольшую группу музыкантов, которые якобы играют аутентичный фолк, вызывающий обычно у слушателей лишь приступы зевоты, — такого рода «реконструкция» представляет собой ни что иное как ухищрения косметолога над лицом трупа: в лучшем случае скажут что-нибудь вроде «Почти как живой«, ну а в худшем… а худших случаев у нас в стране как раз больше всего. Нормальной живой фольклорной традиции в Беларуси практически нет. Для того, чтобы в этом убедиться, нужно просто переехать границу той же Литвы, поставить палатку, выпить бокальчик пивка и подойти к главной сцене Menuo Joudaragis — и перед вами предстанет фолк во всей своей красе. Вы услышите и такую милую для беларусского сердца «реконструкцию» архаики, и академические эксперименты по скрещиванию корневой музыки с джазом, и пан-фолк, и металлический фолк, и… да много чего вы увидите. Фолк-музыка жива, она в прекрасной форме, она переливается всеми красками радуги и, что самое главное, она делится своей неукротимой жаждой жизни со всеми своими почитателями. На фестивале много групп, на фестивале много посетителей, на фестивале много молодежи, причем вчерашняя молодежь сегодня приводит с собой уже своих детей, которые тоже любят фолк. Так что я спокоен за будущее Литвы — с такими детьми ее культура еще повоюет с мультикультурализмом и прочими напастями нашего столетия.
Ближе к делу
После столь пространственного вступления позволю себе начать рассказ о недавней поездке на уже 13-ю часть фестиваля Menuo Joudaragis.
Фестиваль, как вам известно, проходит в самом конце августа и приурочен к определенной фазе луны, как и положено приличному языческому фестивалю. Столь трепетное отношение к лунному календарю имеет свой минус: погоды в конце августа стоят прохладные, нередки дожди… Еще две недели назад было нечем дышать, а сейчас на дворе едва ли не заморозки, а главное — дожди… Эх, а жить-то в палатке, вдали от города и сопутствующих ему благ. Впрочем, как я уже говорил, близость к природе и спартанские условия жизни — одни из главных составляющих концепции MJ. Вот и едут уже — подумать только! — 13 лет люди подальше от городской суеты послушать хороший литовский (и не только) фолк! Нечего симулировать, попивая пивко в модном клубе, — любишь лесную романтику и пасторальный уклад жизни — вот и отправляйся подальше от бетона и асфальта. Хотя, я вот солнцу и прочим камням не поклоняюсь, а палатку все же беру и в литовские леса еду — выбора-то в любом случае нет! Организаторы на компромиссы не ведутся. И правильно делают.
Дорога к Чертовой Яме
В этот раз Беларусь на фестивале была представлена куце. Не поехали даже те, кто ездил по два-три года кряду. Кризис… Со мной был лишь парень из Минска и… чех, который давно уже мечтал посетить MJ, и, наконец, смог совместить свою поездку в Беларусь с путешествием на самый языческий из всех неофолковых фестивалей старухи Европы.
Утро, собираемся на «Пушкинской», выезжаем. Тихо играют SONNE HAGAL и BURZUM, льется пивко, под колесами прокручиваются черные километры дороги. Очередь на границе. Медленно проходят два часа формальностей. Дорога на Литву открыта! Вильно, наша милая столица как всегда прекрасна. Пролетаем Троки, вот уже и Высокий Двор, который нынче зовется Аукштадварисом. Дорога в гору, лужи, мокрые деревья, небо затянуто тучами. Нас ждет непростой вечер. КПП фестиваля, покупаем билеты, прячем контрабандное пиво, заезжаем на территорию заповедника, которая на эти три дня стала домом Menuo Juodaragis. Дорога к автостоянке вполне бы подошла для проведения какого-нибудь джип-триала, наша «японка» жалобно скрежещет своим днищем о камни. Ищем местечко поспокойнее для своих палаток. Уговариваю своих товарищей отказаться от живописных локаций и спрятаться от глаз людских где-нибудь в лесочке на горке, благо горок и лесочков хватает. Компаньоны соглашаются. Наше решение оказывается единственно верным — как потом выяснится, поздно вечером начнется ливень и всех любителей открытых пространств зальет, превращая палатки в джакузи без бурбалок и горячей воды.
Презирающие суровый быт посетители фестиваля.
К стати, про контрабанду пива. Охрана очень строго обыскивала всех посетителей на предмет проноса алкоголя, но еще не родился тот человек, который отнимет у меня пиво. Я пронес литра три своего любимого Svituris. Ну как без него? Ведь ко всему прочему я ведь еще и пивной турист, который наслаждается не только прекрасными краевидами, но и местными сортами пива. Впрочем, в этот раз пиво можно было не везти — в баре торговали не только ненавистным мне Taurus, но и продукцией местной микро-пивоварни, которая понравилась мне даже больше Svituris. Если организаторы будут продолжать радовать наличием качественных производителей янтарного напитка, то нужда проносить контрабанду отпадет. Да и цены на фестивале были вполне демократичные — бокал пива стоил 5 тысяч (1,5 доллара), еда — 8-10 тысяч (2,5 — 3 доллара). Цены очень дешевых минских забегаловок.
Главный кемпинг, вдали виднеется лесок, в котором стояли наши палатки.
Главная сцена фестиваля вечером первого дня. Поле еще не превратилось в болото, ливень начнется часа через три.
Вид из палаточного лагеря. Вдали видеются соломенные «роги» черта, которые сожгут в ночь субботы.
Соломенных кукол в этот раз на фестивале хватало.
Как вы, возможно, знаете, в этом году фестиваль «ужался» — в продажу поступила лишь тысяча билетов, так что сократилось и число участников — сцена была всего одна. В пятницу на импровизированной сцене в Чертовой Яме играли электронщики, в субботу на небольшой фолк-сцене выступали молодые группы, но основное место выступлений в этом году было всего одно. Впрочем, лично для меня так даже удобнее — не нужно «разрываться» и пытаться увидеть два выступления, проходящие одновременно в разных местах.
Еще один вид на палаточный городок до начала ливня.
А вот тоже место, но уже через сутки.
Как я уже писал ранее, фестиваль в этом году проходил в лесном заповеднике, так что все любители дремучих лесов и первозданной природы могли насладиться локацией в полную меру: чистый воздух, безумно красивые озера, не знающие людской заботы деревья, здоровенные улитки на траве… Эх, еще бы погоду посуше!
Краевиды окрестностей Чертовой Ямы.
Впрочем, я знаю, кто виноват в дождях. Фестиваль традиционно начался с ритуала, который исполняла культовая литовская группа KULGRINDA, правда на этот раз группа почему-то состояла лишь из молодой генерации, а из стариков был лишь один дядька, да и то заметно пьяный. Очевидно, Перкунас разозлился на такое неуважение к собственной персоне и обрушил на пьяниц всю свою водную ярость. Пострадали, как водится, и все остальные. Не гневите богов — будете суше.
KULGRINDA пытается задобрить небесных покровителей. Шаман был пьян и ритуал не удался…
Дождь все сильнее, самое время достать плащ-палатку, заблаговременно приобретенную ранее в Вильно. Идем к главной сцене. Начало праздника! UGNIAVIJAS, молодая группа, приятно удивляет — суровые литовские юноши под бой барабанов поют военные гимны: все очень минималистично и доходчиво, настоящая мужская музыка! Эй, беларусы, может пора бросать все эти польки и прочие пляски? Или ваши предки не воевали, в походы не ходили и боевых песен не знали? Хватит растить педерастов-танцоров, этой стране нужны мужи.
Снять недорогую квартиру в Феодосии, Cнять дом в частном секторе Феодосии
Следом за суровыми любителями военных песен сцену заняли совсем еще молодые ребята из AISTVARA, которые пытаются смешивать фолк и металлическую музыку. Пока у них это получается плоховато — металлические аранжировки очень слабы, зато барышни-вокалистки поют настолько красиво, что я не без удовольствия отслушал весь сет. Думаю, толк из ребят будет.
За молодежью на сцене появились латыши ENU KALEIDOSKOPS, играющие более экспериментальную музыку, которую можно назвать интеллигентным пост-фолком. Очень неплохо и совсем не похоже не те потуги, которые у нас в Беларуси принято называть экспериментальной музыкой. Эх, их бы в Минск…
Латышей сменили PIEVOS. И снова мне оставалось только радоваться, что в Литве столько интересных и ярких команд. Такая маленькая страна, и столько хорошей музыки!
Ливень становился все сильнее, а на сцене появились металлисты POCCOLUS, которые так разогрели мокрых зрителей, что хэдлайнерам первого дня — латышам SKYFORGER, только и оставалось, что довести сотни сумасшедших, заливаемых потоками с небес, до точки кипения. Моя плащ-палатка окончательно промокла, так что до конца выступления латышей я не дотянул. Не любитель я металла, да и фотоаппарат было жалко.
POCCOLUS:
SKYFORGER, конечно, мастера представлений — легендарная группа. Как жаль, что наши GODS TOWER так и не состоялись, хотя потенциал у них был не меньше.
Альбом с фотографиями здесь.
На сим свой рассказ прерву. Обнадежу лишь обещанием продолжить его чуть позже.
Отличный отчет.
Дзякуй. Вельмі трапна пра беларускую рэчаіснасць.
Есть еще на белоруской сцене один тип фолк групп — для девочек гуманитариев. Во главе с Нагуаль, где на сцене может кто-то кататься на роликовых коньках или внезапно вылезти посреди выступления из стоящего на сцене сундука в модных одежах и прочий постмодернизм. Про музыку я вообще помолчу, но все так радуются хлопают, хлопают..
Отчет отличный. +1.
Да и НАГУАЛЬ нужен, и двадцать клонов СТАРОГО ОЛЬСЫ, и фрики всякие. Но пора перестать вариться в собственом говне, расти куда-то нужно. Теже литовцы за пять лет так выросли, что просто не верится.
Дзякуй за цікавы аповяд! Спадзяюся дабяруся да Менска ў верасні 😉 Прывітанне з Мерянских лясоў
Прыяжджайце, вядома! Буду рады развіртуаліцца. Арганізуем балтыйска-фіна-вугорскі фройндшафт :))
Абавязкова! Як куплю квіткі напішу на пошту ў жж.
Один из лучших отчетов эвер. Красиво написали про беларускую фолк-музыку.
Скоро будете писать как Толкиен:
«Вильно, наша милая столица как всегда прекрасна. Пролетаем Троки, вот уже и Высокий Двор, который нынче зовется Аукштадварисом. Дорога в гору, лужи, мокрые деревья, небо затянуто тучами»
Спасибо большое за отчет.
Сейчас смотрю на ютубе Ēnu Kakeidoskops, вставляет.
ждем продолжения…