IANVA Italia: Ultimo Atto
IANVA
Italia: Ultimo Atto
Antica Fonografia Il Levriero
Написать рецензию на новый альбом итальянского коллектива IANVA я собирался давно, но всякий раз, когда мои пальцы начинали касаться клавиатуры, я ловил себя на мысли о том, что еще не пришел нужный час, и я еще не готов. Так уж получилось, что написание вроде бы обычной рецензии (сколько их пишется!) вылилось в настоящее расследование, в процессе которого пришлось погрузиться в пучины доселе мне мало известной итальянской истории: перечитать кучу статей, пересмотреть кое-какие фильмы. Нет, вы только не подумайте, что я превращаю написание каждой рецензии в исследовательскую работу. Совсем нет, скорее даже наоборот. Но новая пластинка (уже четвертая в дискографии и вторая полноформатная!) IANVA стоила того, чтобы потратить некоторое время не только на прослушивание прекрасных песен, но и на осмысление «околомузыкальной» составляющей Italia: Ultimo Atto.
Вот что пишут сами создатели альбома о его концепции: «Вам предлагается особая пьеса: ее главной героиней является целая нация — Италия. Вы станете свидетелями самых мрачных, самых печальных, самых проблемных и неоднозначных событий последних 60 лет итальянской истории глазами тех, что находятся на стороне Вечно Проигравших: праведников, идеалистов, людей чести. Моральное и духовное разложение нации показано согласно канонов и по законам классического Неореализма, и такой подход — это не просто дань уважения некоторым из величайших и наиболее влиятельных Диссидентов прошлого: от Пазолини до Курцио Малапарте (Curzio Malaparte), от Пьетро Гермини (Pietro Germi) до Гиоргио Габер (Giorgio Gaber). Наше повествование будет приправлено горечью Настоящей Популярной Музыки прошедших десятилетий: Далида, Баттисти, Морриконе.» Необычный пресс-релиз, согласитесь. Вы заинтригованы? Вот и я.
Думаю, если не произойдет ничего неожиданного (хотя кто знает, каким окажется запланированный на эту осень новый альбом BLOOD AXIS?), то Italia: Ultimo Atto станет лучшим неофолковым альбомом 2009 года: перед нами, безусловно, практически не имеющий аналогов шедевр как в плане музыкальной, так и идеологической составляющих. Мы получили не ставший обычным для сцены набор красивых песен — перед нами целостная самодостаточная концептуальная материализация глубоких душевных переживаний авторов, манифестация их гражданской позиции, убеждений и взглядов на жизнь, политику и, самое главное, историю своей родной страны, Италии. Перед нами попытка изменить окружающий мир — сделать его лучше, таким, каким он мог бы быть. Ведь очень часто люди, болеющие душой за какое-то дело, слышат в свой адрес слова: «Не нравится — сделай лучше!» И хорошо, если тебе не нравится цвет обоев в спальне или грязь в подъезде — все это по силам исправить каждому. А что если тебе не нравится та дорога, по которой идет родная страна? Как изменить окружающий мир маленькому человеку, не обремененному вагонами денег или парочкой-другой телеканалов? Как сделать лучше не жизнь, а жизни? Как, хотя бы, выразить свой протест и оказаться услышанным?
Музыканты IANVA — люди, которым не все равно. У них болит душа, когда они смотрят на то, как их любимая Италия катится в пропасть. И они постарались сделать единственное возможное в своем положении — они записали альбом, главным действующим лицом которого стала их любимая Родина. Через свои песни они обратились к слушателям, задавая вопросы, рассказывая о наболевшем, взывая к чести и мудрости. Для того, чтобы слова музыкантов были услышаны как можно большим количеством людей, эти слова были обличены в форму прекрасных песен, проникающих в самую глубину души, пробивающих самые неприступные преграды из людского безразличия и апатии. Перед нами тот случай, когда людям есть что сказать, и они знают, как именно они должны все это сказать! И мне кажется, смелая и похвальная атака на Новый Итальянский Порядок удалась — пластинку IANVA обсуждают во всех «отраслевых» изданиях, и, соответственно, вместе с ней обсуждают те вопросы, которые музыканты задали своим слушателям. Резонанс получен — разве можно было бы мечтать о большем? Маленькие люди сделали большое дело!
Мы с вами к счастью или к сожалению не живем в Италии, так что итальянские проблемы нас волновать не должны. Но дело в том, что мы живем во времена глобализма, так что проблемы Италии очень даже часто становятся проблемами Беларуси или России. Более того, и России, и Беларуси приходится отвечать на вопросы, на которые где-то за двумя тысячами километров отвечает Италия. И, безусловно, нам всем как минимум не безынтересны верные решения общих задач. Хотя, и не верные решения могут пригодиться, ведь говорят же, что лучше учиться на чужих ошибках и не наступать на одни и те же грабли по несколько раз. Разве нет? Поэтому погружаясь в водоворот итальянских страстей мы можем вынырнуть в нашем тихом полесском болоте — этот мир слишком мал, а сообщающиеся сосуды сообщаются! Да и такие понятия, как патриотизм, честь, любовь, справедливость, всегда относились к явлениям наднациональным. Впрочем, друзья, давайте прервем наш разговор о вещах общих и не имеющих прямого отношения к сегодняшней пластинке и перейдем к чему-то конкретному. После многословного и сбивчивого вступления пора поговорить о замечательном альбоме IANVA Italia: Ultimo Atto.
Как я уже говорил, новая работа итальянцев посвящена одному герою, вернее одной героине, — bella Italia, прекрасной и солнечной стране Италии. Стране, которая волею случая стала матерью для музыкантов IANVA. И пускай альбом Italia: Ultimo Atto посвящен Родине, его ни в коем случае не стоит считать любовной одой, скорее наоборот — о романтике и красивых вещах в этот раз музыканты говорить не пожелали. В свой новой работе они постарались ответить на вечный вопрос: «Камо грядеши?» Куда же идешь, ты, родимая сторонушка? И отвечая на свой вопрос музыканты рассказали о самых важных (по их мнению) событиях итальянской истории последних 60 лет. Рассказали и постарались дать оценку произошедшему. Свою личную оценку. А заодно IANVA обратились ко всем нам с призывом подумать обо всем услышанном. Подумать и вынести свой приговор. Ибо когда разговор заходит о судьбах Родины, христианский принцип «Не судите да не судимы будете» стоит на время забыть.
Первый трек альбома носит вполне предсказуемое для пьесы название Prologo, что по-русски значит «Пролог». Нам ведь обещали пьесу, так? Основа композиции — слова великого итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини, зачитываемые известным актером Enrico Silvestrin. Я, к сожалению, не понимаю итальянского, так что не могу поделиться с вами переводом пассажа Пазолини. Если кто-то владеет языком Данте, то буду признателен помощи. Мы все будем признательны. Говорят, слова Пазолини оказались шокирующе пророческими и то, что он предвидел почти тридцать лет назад, увы, происходит в наши дни. Так что нам, языками не владеющим, очень интересно самостоятельно убедиться в пророческом даре Гения. «Пролог» плавно переходит в первую «настоящую» песню — Dov’eri Tu Quel Giorno? Название песни переводится как «А где был ты в тот день?» Композиция начинается с резких звуков трубы — инструмента, чей голос объявляет бойцам о начале атаки, а порой становится и сигналом к отступлению. Песня рассказывает о событиях 8 сентября 1943 года. В этот день итальянский эстеблишмент в лице маршала Badoglio и короля Vittorio Emanuele III предал своих недавних союзников — немцев, и постарался вскочить в убегающий вагон «победителей», подписав секретное перемирие с Союзниками. 8 сентября Италия юридически оформила то, что уже давно происходило на улицах городов, — она объявила о гражданской войне, в которой братья убивали братьев, соседи расстреливали соседей, а друзья выпускали кишки друзьям. IANVA говорят: «Вчерашние братья так ненавистны сегодня…» Большая политика не терпит сантиментов, так что тот, кто первым успел всадить нож в спину другу, — вполне может оказаться завтрашним героем. Очевидно, авторы песни не разделяют тех методов, которыми руководствовались в военной Италии, как не разделяли их и миллионы итальянцев, сохранившие верность немецким братьям по оружию до 2 мая 1945 года… и вот музыкальное полотно альбома взрывается ревом воздушных сирен — это начинается третья композиция — Galleria Delle Grazie, рассказывающая о жутких событиях 22 октября 1942 года. В этот день, вернее в эту ночь, бомбардировщики союзников в очередной раз появились в небе Генуи и среди прочего разбомбили приют с детьми. Эдакий маленький итальянский Дрезден, эдакая большая итальянская Хатынь… События жуткой октябрьской ночи показаны глазами 16-летнего мальчишки, чудом спасшегося из карающего пламени англосаксов. Galleria Delle Grazie по своему продолжает тему гражданской войны, поднятую в предыдущей песне — среди строчек ее куплетов есть и такие:
Мне бы очень хотелось посмотреть
в глаза тех неизвестных героев,
чьи головы посетила «отличная» идея помочь этой бомбардировке,
которые наводили самолеты на цели.
Добавлю, что на Galleria Delle Grazie можно услышать голос известной итальянской фолк-певицы Franca Lai, родившейся в Генуе. Тяжелые и неприятные размышления об огненном кошмаре Galleria Delle Grazie сменяет прекрасная баллада Negli Occhi D’un Ribelle — «В глазах бунтаря». Это, пожалуй, самая политически корректная и романтическая песня альбома — в ней музыканты просто размышляют о судьбах людей, не желающих идти в одну ногу со стадом: о всех этих Прометеях, Люциферах, Икарах и прочих Коперниках. Зачем пытаться взлететь, если можно ползать? Зачем смотреть на звезды, если лежишь в дерьме? Четвертая композиция альбома — La Stagione Di Caino (Сезон Каина) — первый на этой пластинке инструментальный трек: воинственный, нервный, агрессивный. Он так же продолжает тему гражданской войны в Италии. На смену La Stagione Di Caino приходит самая красивая и самая, пожалуй, трагичная песня альбома — Luisa Ferida. Песня рассказывает о кинодиве и звезде Италии эпохи Муссолини — Луизе Ферриде. Музыканты даже называют ее воплощением Италии. Увы, судьба прекрасной женщины оказалась трагичной — в самом конце войны ее без суда и следствия «показательно» расстреляли итальянские партизаны. Расстреляли вместе с мужем на четвертом месяце беременности. Луиза Феррида погибла за то, что ее звезда взошла в неудачное время, и она оказалась иконой фашистской Италии. Коммунисты не любят икон, так что неудивительно, что одной из их первых жертв стала беременная женщина — историю новой Италии начали писать кровью. Гражданская война — это не только когда брат убивает брата, но и когда крепкий мужчина расстреливает в упор беременную женщину. Увы. Если кого-то заинтересовала история Ферриды, то могу порекомендовать неплохую кинокартину «Бешеная Кровь» (Sanguepazzo) с Моникой Беллуччи в роли Луизы: хороший фильм, прекрасные актеры и живописная картина страны, сгорающей в пламени гражданской войны.
Тему второй мировой завершает песня под номером семь. Называется она Bora. «Бора» — это сильный ветер, буря. Впрочем «Бора» и «Буря» — слова-братья, одно хорватское — второе русское. Так вот, «Бора» рассказывает нам о практически неизвестной у нас трагедии итальянских беженцев из Истрии и Далматии. Вы, наверное, знаете, что сегодня земли Истрии и Далматии входят в состав Хорватии, но в период со дня окончания Первой Мировой войны и до конца Второй Мировой они были частью Италии. Италия Вторую Мировую проиграла, так что ее было решено наказать. Как было решено покарать Германию. Как было решено покарать Японию, Как было решено покарать Румынию. Как было почему-то решено покарать и… Беларусь. Мы много знаем о том кошмаре, который происходил на территории Пруссии, отошедшей после войны к Польше и России. О морях крови, тысячах изнасилований и безумной резне детей и стариков сегодня много пишут. О геноциде итальянцев или беларусов, увы, пока говорят вполголоса. Беларусов высылали в Сибирь и гнали под пулеметами на немецкие укрепрайоны, им запрещали говорить на своем языке и взрывали их церкви: Белостокчина, Виленская область, Брянские районы и Смоленск… По итогам второй мировой все эти земли, населенные беларусами, оказались вне Беларуси. Утешает лишь то, что после войны Полоцкую область удалось отстоять, и она не отошла к России… Италии и итальянцам «повезло» не меньше — сотни тысяч людей были изгнаны из родных домов. Десятки тысяч жителей Истрии и Далматии до 1949 (!) года уничтожались хорватскими партизанами — их расстреливали и живьем сбрасывали в глубокие горные пещеры, которые называются Фойба (Foiba). Десятки таких пещер стали братскими могилами для безвинных, попавших в жернова геноцида. У итальянцев, наконец, появилась смелость говорить вслух о своих дедах, уничтоженных кровавыми победителями. Когда же такая смелость появится у беларусов да и других народов, населяющих территории бывшего СССР, с его бесчисленными братскими могилами и тысячами кровавых лагерей ГУЛАГа? Когда своя кровь людям станет важнее чужих идей?
Впрочем, сегодня мы говорим не о ГУЛАГе, а о новом альбоме замечательной итальянской группы IANVA. «Послевоенный» период Italia: Ultimo Atto открывает песня In Compagnia Dei Lupi — «В компании волков». По моему мнению это самая «хитовая» композиция альбома, и она повествует о скандале, разразившемся в середине пятидесятых. Скандал был связан с молодой девушкой по имени Wilma Montesi, чей раздувшийся труп был найден на песчаном берегу Ostia. Как оказалось, девушка была моделью, вхожей в дома (или лучше сказать в постели?) самых влиятельных итальянских политиков, и погибла она от передозировки наркотиков во время одной из многочисленных оргий на вилле влиятельного политика. Смерть потаскухи привела к тому, что один из журналистов-неофашистов опубликовал разоблачительную статью-расследование о нравах высшего политического руководства Италии: оргиях, наркоторговлю и прочие «радости» демократии. Обнародование такого рода фактов чуть не привело к коллапсу всей политической системы Италии, едва балансировавшей на грани между неофашизмом и коммунизмом. Увы, с тех пор мало что изменилось — и матери по-прежнему отдают своих дочерей в «сильные» руки для того, чтобы обеспечить им карьеру и урвать кусочек сладкой жизни. Ситуация даже ухудшилась — сегодня уже никого не удивишь ни оргиями, ни наркотиками, а потаскухи в качестве оплаты принимают места в итальянском парламенте. Берлускони, как мы видим, даже не пытается оправдываться: «обычный мужчина, а вокруг столько красивых женщин»… при всем при этом итальянская политическая система далека от коллапса… Песня показывает историю с Монтези глазами служанки в доме развратного политика, и ее слова — это мысли самих музыкантов:
По пути домой я неожиданно понимаю,
Что я в компании волков…
И я боюсь того,Что избавиться от них и вздернуть всех на виселице
Вряд ли когда-нибудь будет возможно.
И двадцать лет прежнего режима
Покажутся парой месяцев в сравнении с новой системой.
Под «двадцатью годами прежнего режима» авторы подразумевают годы правления Муссолини. Сильное заявление для сегодняшней Европы, с ее травлей ревизионизма и оголтелой пропагандой вины стран Оси. Вы не находите? На смену песне про нравы новой итальянской политики приходит инструментальный трек Cemento Armato (Армированный Цемент). Он рассказывает про «годы свинца» — период «красного» террора конца шестидесятых — начала семидесятых годов прошлого столетия. Европу лихорадило от «красной чумы» — к власти рвалось новое поколение коммунистов: в Германии — Майнхоф и Баадер, во Франции — студенческая революция… не обошла доля сия и Италию: взрывы, убийства, террор, «Красные Бригады». Новый красный террор — и снова льется кровь невинных ради веры во всеобщее счастье. Конечно, коммунисты не могут без крови — 70 лет большевистского режима в России тому прекрасное подтверждение. Можно только порадоваться за итальянцев — они задушили большевистскую змею в зародыше, так что до итальянского ГУЛАГа дело не дошло, но немало невинных душ все же встретилось с Создателем раньше положенного срока. Продолжает тему «свинцовых лет» и следующая песня — Pasionaria (Пассионария). Она рассказывает о девушке-левачке с партийным именем «Пассионария». Девушка бесстрашно сражается за грядущий лучший мир и сгорает в этой борьбе без следа, так и поняв, что ее борьба — всего лишь часть большой игры, затеянной закулисными кукловодами, которым нет дел ни до красивых идей, ни до пассионариев. Piazza dei Cinquecento (Площадь 500) — это площадь, на которой находится главный вокзал Рима, а также название одиннадцатого трека альбома — прекрасной и печальной баллады. На площади Piazza dei Cinquecento Великий Диссидент, как называют Пазолини музыканты IANVA, встретил своего убийцу — молодого проститута-гомосексуалиста. Смерть Пазолини — одна из величайших загадок послевоенной Италии, так и не разгаданная до сих пор. На треке можно услышать голос итальянского реппера Duke Montana: в финале он произносит слова убийцы Пазолини. Предпоследний трек альбома — L’estate Dei Silenzi (Лето Тишины) — это детские воспоминания Мерси, лидера IANVA, о кровавом лете 1980 года: в тот год Италия снова содрогнулась от серии терактов — 81 человек погиб во время крушения самолета, в Болонье на центральном вокзале была взорвана бомба, убившая 85 и покалечившая 200 человек. И завершает альбом «заглавная» песня Italia: Ultimo Atto (Италия: Завершающий Акт). Она как бы подводит итог всему альбому, выражает отношение авторов ко всей истории Италии и стране в целом. Песня агрессивная, злая, грубая и бескомпромиссная. Музыканты не скрывают своих чувств и не ищут красивых слов:
В мире не найдется достаточно огня,
Чтобы выжечь эту чуму.
Не хватит огня ни на звездах, ни в глубинах космоса.
Италия — Великая Блудница
В короне из снежных вершин.
Почему-то считается, что патриот непременно должен любить свою Родину, закрывая глаза на ее недостатки и проблемы. Но перед нами другой тип патриотов, людей небезразличных к судьбе Италии:
Да, я остаюсь патриотом, но лишь в те моменты,
Когда я остаюсь наедине с собою.
Я живу в идеальном состоянии /государстве (stato ideale — можно перевести и как «идеальное государство» и как «идеальное состояние»)
Среди стен моей комнаты
Нет ничего зазорного в требовании закрыть занавес,
Если фарс затянулся сверх меры.
Занавес! Пьеса закончена! Пришло время включить свет и вернуться в реальный мир, пришло время вернуться к нашим, а не итальянским проблемам. Пришло время подумать, а как сделать лучше нашу родную страну и, конечно, самое время прокричать «Браво!» замечательным музыкантам из IANVA, которые записали монументальный альбом, идеальный как в плане музыки, так и в плане содержания текстов. Не часто у гражданина Новой Европы хватает смелости выразить свои мысли вслух, не часто этот гражданин оказывается «Гражданином» с большой буквы и патриотом.
Побольше бы таких альбомов! Побольше бы красивой музыки! Побольше бы умных мыслей в этой красивой музыке!
Прекрасный альбом, который, безусловно, украсит любую коллекцию неофолкера. В некотором смысле перед нами эпохальная работа, которая повлияет на жанр. Именно такие работы я считаю Настоящим Искусством.
[10/10]
Отличная рецензия на отличный альбом. Спасибо.
Выдатная работа.
Да, IANVA глубоко копнули и реализовали замысел мастерски. Проникаешься историей Италии волей-неволей
C’e’ una bara e tremila compagni,
stringevamo le nostre bandiere,
quella sera l’abbiamo giurato,
non finisce di certo cosí.
удивительно, когда взрослые люди из каких то метал групп способны на ТАКОЕ! здорово
eccellente IANVA!
чуть ли не диссертация )
Спасибо!